Что делать после запрета vpn. Что могут сделать за обход блокировок с помощью VPN, TOR и прокси и почему закон против них не сработал

Депутаты Максим Кудрявцев («Единая Россия»), Николай Рыжак («Справедливая Россия»), Александр Ющенко (КПРФ) внесли в Госдуму законопроект , который предлагает запретить использование на территории РФ любых специальных средств и сервисов, при помощи которых можно обходить блокировки.

Документ предлагает запретить использование «информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и программ для ЭВМ для получения доступа к информационным ресурсам, в том числе сайтам или страницам сайтов в сети интернет, доступ к которым на территории РФ ограничен».

Кроме того, авторы инициативы предлагают внести поправки в КоАП, согласно которым, операторов поисковых систем будут наказывать за неисполнение обязанностей по получению доступа к информационной системе Роскомнадзора и прекращение выдачи ссылок, которые в ней содержатся. Подобное «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пять тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей».

Также штрафовать предлагают и владельцев «информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем или программ для электронных вычислительных машин, которые могут использоваться на территории Российской Федерации для обхода ограничения доступа, или владельца информационного ресурса, в том числе сайта в сети “Интернет”, посредством которого осуществляется доступ к таким информационно-телекоммуникационным сетям, информационным системам или программам для электронных вычислительных машин».

Фактически это означает, что штрафовать будут владельцев VPN и любых других средств туннелирования и проксирования трафика. Наказание для них «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей». Или, в случае повторного совершения административного правонарушения, «наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток».

В пояснительной записке авторы законопроекта пишут, что «сложившаяся с 2012 года практика выявила недостаточную эффективность блокировок» и в сети до сих пор можно обнаружить ссылки на заблокированные ресурсы в результатах выдачи поисковых систем, а также можно использовать технологии, позволяющие получить доступ к заблокированным информационным ресурсам:

«Технологии направления трафика российских Интернет-пользователей через зарубежные серверы, анонимные прокси-серверы, виртуальные частные сети легальны, существует широкий спектр возможностей их правомерного применения, однако данные технологии используются с целью получения доступа к информационным ресурсам, доступ к которым ограничен на законном основании».

Создатели законопроекта предлагают предоставлять владельцам соответствующих сетей и программ доступ к информационному ресурсу Роскомнадзора, содержащему сведения о ресурсах, доступ к которым в России ограничен. Если же в течение 30 дней требования Роскомнадзора о запрете не будут выполнены, предлагается ограничить доступ к информационным ресурсам, предоставляющим возможность «обхода блокировок».

Свое мнение относительно данной инициативны уже высказал советник президента России по вопросам развития интернета Герман Клименко. В беседе с журналистами Lenta.ru он уточнил, что внесенный в Госдуму законопроект не подразумевает полного запрета VPN-сервисов и анонимайзеров типа Tor.

«Хороший вопрос заключается в том, будет ли данный закон эффективен, так как большинство сервисов, оказывающих такие услуги, находятся за пределами России», - отметил Клименко.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в интернете Дмитрий Мариничев в разговоре с РБК назвал «безумием» законопроект о запрете технологий для просмотра заблокированных сайтов.

"Всё это идет вразрез со здравым смыслом. В законопроекте говорится о технологиях, которые позволяют обходить блокировку. В первую очередь это VPN и анонимайзеры. Как они будут отделять VPN, который используется в коммерческих целях, от VPN, который используется для обхода блокировок? Это невозможно определить", - заявил Мариничев.

Интересный комментарий о происходящем опубликовал и Саркис Дарбинян, адвокат, руководитель «Центра защиты цифровых прав» и ведущий юрист «Роскомсвободы»:

«За последнее время в Госдуму вносилось и принималось немало дурных законов в части регулирования Интернета, но этот - один из худших. Он вполне вписывается в тренд безграмотного давления на сеть и ущемления цифровых прав человека. Но в этот раз ноги его растут не от спецслужб и регулятора, а от медиалоббистов, МКС и Ростелекома, которые тоже не прочь вслед за госорганами следить за пользователями и цензурировать контент.

Авторы законопроекта по сути предлагают возложить на поисковики дополнительные обязанности, такие же, как и у операторов связи, по ежедневной выгрузке доменов, которые надо удалять из поисковой выдачи, а технические сервисы (например, описанные на openrunet.org) блокировать, если они не обеспечивают ограничение доступа к сайтам, внесенным в многочисленные реестры Роскомнадзора. Если закон будет принят, такие инструменты, как VPN и TOR, будут полностью заблокированы на уровне операторов связи, так как очевидно, что администраторы сервисов не будут ничего фильтровать.

Законодательная инициатива асболютно нежизнеспособна. Опыт азиатских стран с репрессивными политическими режимами показывает, что даже блокировка сайтов с дистрибутивами не позволит полностью ограничить доступ пользователей к VPN сервисам, выходным узлам TOR в разных точках мира и другим средствам проксирования трафика.

Особенно смешно инициатива выглядит в свете последней новости, что по вине уязвимости системы блокировок и действий Роскомнадзора, пользователи массово лишились доступа к вполне легальным сайтам. Если бы не было этих инструментов, непонятно как пользователи вообще реализовывали свои права на доступ к информации. Когда Конституция не может защитить, на помощь приходят программные средства. Теперь нас хотят ограничить и в этом».

Одним из приоритетных направлений развития информационного пространства России Президент страны в Указе от 9 мая 2017 года назвал сохранение традиционно российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на них норм поведения. Для реализации намеченных программ государство использует различные средства, в том числе составляет списки запрещённых сайтов и обязует провайдеров блокировать доступ к ним. С недавних пор на законодательном уровне существует запрет и на средства обхода блокировок запрещённых интернет-ресурсов.

Введение запрета VPN

С 1 ноября 2017 года в России действует Закон, который запрещает использовать средства обхода блокировок сайтов из «чёрного списка» Роскомнадзора. Согласно этому Закону, подлежат блокировке VPN, которые предоставляют доступ к запрещённым ресурсам посредством серверов в других странах или через изменение ссылки . То же самое касается Tor и анонимайзеров, которым также теперь нельзя допускать российских пользователей к запрещённым сайтам.

Внесение поправок в Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», запрещающих использование VPN, инициировали депутаты Кудрявцев, Рыжак и Ющенко. Контролировать соблюдение Закона будет ФСБ. Если будет выявлено, что VPN-сервис продолжает предоставлять доступ к запрещённым сайтам, он сам может быть заблокирован интернет-провайдером.

По замыслу авторов законопроекта, VPN-сервисы и анонимайзеры должны быть подключены к ФГИС (федеральной государственной информационной системе), в которой хранятся данные запрещённых ресурсов. Выполнять блокировку таких ресурсов владельцы сервисов, сетей и программ должны самостоятельно . К неблагонадёжным причислено около 100 тысяч сайтов, в числе которых Грани.ру, Каспаров.ру, сайты ЛГБТ-сообществ и оппозиционных политических групп.

Владельцы VPN-сервисов должны самостоятельно выполнять блокировку запрещённых ресурсов

Закон был принят неоднозначно: с критикой документа выступили Дмитрий Мариничев, отвечающий за соблюдение права человека на просторах рунета, а также правозащитное объединение Amnesty International.

Как выполняется запрет

В тексте Закона говорится, что Роскомнадзор должен направить провайдеру уведомление с требованием предоставить данные о программах и информационных системах, предоставляющих доступ к запрещённым в России сайтам. В течение трёх дней провайдер должен выполнить это требование и на протяжении следующих 30 дней обеспечить блокировку таких сайтов . Если такое требование выполнено не будет, заблокируют сами эти VPN-сервисы и анонимайзеры. Помимо этого, поисковикам типа Google или Яндекс запрещено размещать ссылки на заблокированные ресурсы.

Поисковикам Google и Яндекс запрещено размещать ссылки на заблокированные ресурсы

Штраф за невыполнение

Весной 2018 года Госдума приняла поправки в главу 13 КоАП, согласно которым использование различных способов обхода блокировок в интернете теперь считается административным правонарушением. Штраф за непредоставление Роскомнадзору сведений о ресурсах, позволяющих обходить блокировки, составит (рублей):

  • 10–30 тысяч - для физических лиц;
  • 50–300 тысяч - для юридических лиц.

За выдачу поисковиками ссылок на запрещённые сайты размер штрафа равен (в рублях):

  • 5 тысяч - для граждан;
  • 30–50 тысяч - для должностных лиц;
  • 500–700 тысяч - для организаций.

Видео: о санкциях за нарушение запрета на VPN и анонимайзеры

Насколько эффективен запрет

Реализовать принятый закон оказалось достаточно непросто. Роскомнадзор констатировал, что в течение первых нескольких месяцев действия запрета ни одного запроса от ФСБ и МВД о выявленном нарушении не поступило. Определённую активность Роскомнадзор проявил в апреле 2018 года, когда началась «война» с Telegram и вышел закон о блокировке этого мессенджера и ряда других порочащих чью-либо честь и достоинство сайтов.

В числе запрещённых в России ресурсов, блокировки которого нельзя обходить - мессенджер Telegram

Россия - не первая страна, прибегнувшая к практике блокировки интернет-ресурсов. В Китае существует программа «Золотой щит», фильтрующая содержимое всемирной паутины и ограничивающая доступ к иностранным ресурсам. Любопытно отметить, что «Золотой щит», одной из целей которого было уменьшение западного влияния на национальную культуру, разработали именно западные компании, в числе которых Yahoo, Cisco, IBM. Запреты привели к тому, что китайские пользователи освоили VPN и другие средства обхода блокировок и с успехом используют их на практике. Ответные меры не заставили себя ждать: в январе 2017 года власти Пекина отчитались о закрытии нескольких десятков VPN-сервисов, обеспечивавших доступ к запрещённым сайтам.

Скопировать китайскую модель борьбы с VPN в России не смогут из-за её дороговизны и радикально другой топологии российского сегмента сети интернета.

Карен Казарян

https://lenta.ru/news/2018/02/20/kaktak/

Под запретом оказалось использование браузера Tor для доступа к запрещённым сайтам

На какие сети закон не распространяется

Запрет на использование средств обхода блокировок не касается государственных информационных систем, муниципальных и государственных органов, а также корпоративных сетей, имеющих ограниченный круг пользователей, список которых определён.

Можно ли безопасно обойти запрет

В Законе №276-ФЗ от 29.07.2017 речь не идёт о полном запрете VPN, анонимайзеров и других подобных технологий: с их помощью нельзя заходить на запрещённые сайты. Большинство экспертов считает, что запрет на VPN в России несложно обойти по следующим причинам:

  • в большинстве случаев бывает невозможно определить, какие VPN-сервисы используются в коммерческих целях, а какие - для доступа к запрещённым ресурсам;
  • закон предусматривает ответственность для владельцев VPN-сервисов, но не для пользователей этих служб;
  • существует возможность использовать двойной VPN, когда выполняется соединение с сервером, расположенным, например, в США, а через него устанавливается связь с сервером в Германии (или любой другой стране). При этом оба сервера работают вполне законно, а на запрещённый в России сайт пользователь заходит как представитель США, где этот ресурс разрешён;
  • браузер Tor будет работать, даже если его заблокируют. Работоспособность Tor легко восстанавливается через добавление в него списка постоянно обновляемых серверов .

Несколько дней назад произошло достаточно важное событие - в первом чтении Государственная Дума РФ приняла законопроект о "запрете анонимайзеров и VPN". После введение реестра запрещённых сайтов и блокировки различных ресурсов многие задавались вопросом - а как скоро запретят схемы обхода этих блокировок? Оказалось, что понадобилось не так уж и много времени - всего каких-то 5 лет.

8 июня 2017 года - именно в этот день было официально решено сделать рунет подобием китайского сегмента сети. Несмотря на то, что закон формально не принят и должен пройти ещё ряд процедур для его принятия, в конечном результате никаких сомнений нет. Карфаген будет-таки разрушен, а пользователи, желающие странного в виде поиска работы на LinkedIn или общения со своими соклановцами по какой-нибудь MMORPG из Южной Кореи в Line при всём желании не смогут этого сделать. В общем, запомните этот твит (с).

Итак, что же приготовили нам законодатели? Приготовили они нам законопроект на пару десятков страниц под названием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"". Внесли его три депутата от разных партий, но их и даже партийная принадлежность не играет никакой роли. В последнее время законы, которые, так или иначе, ограничивают сетевое пространство, принимаются практически единогласно.

Действовать он начнёт через 90 дней после вступления в силу, так что новая реальность после прохождения всех 3 чтений и подписи президента наступит достаточно быстро.

Как всё будет

Законопроект вносит в закон об информации новую ключевую статью за номером 15.8 . Официально статья носит длинное и малопонятное название "Меры, направленные на противодействие использованию на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и программ для электронных вычислительных машин для получения доступа к информационным ресурсам, в том числе к сайтам и (или) страницам сайтов в сети "Интернет", доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен в соответствии с настоящим Федеральным законом". На деле же эта статья описывает именно запрет средств обхода блокировок и то, как этот запрет планируется реализовать. Статья состоит из 17 частей, написанных матёрым канцеляритом, так что без бутылки не разобраться мы упростили всё до терминов, которые используются в отрасли.

Первая часть статьи с места в карьер запрещает любому сервису, который работает на территории России, предоставлять доступ к информации, которая запрещена на территории России в соответствии с законом. Для того чтобы пресечь попытки обойти запреты, на Роскомнадзор возложат ряд новых функций:

Во-первых, надзорная служба будет создавать и поддерживать список запрещённых на территории страны ресурсов. Отметим, что такой список уже ведётся, так что в этом отношении ничего не поменялось.

Во-вторых, Роскомнадзор должен будет разработать и утвердить методику, в соответствии с которой будет мониторить сетевое пространство на предмет поиска сервисов, которые предлагают возможность получить доступ к заблокированным ресурсам.

В-третьих, найдя такие ресурсы, Роскомнадзор должен будет определить провайдеров хостинга (или любых других лиц), которые разместили у себя эти ресурсы.

В-четвёртых, после определения хостеров, им направляются запросы (на русском и английском языках) с требованием выдать информацию, которая поможет идентифицировать тех, кто содержит сервисы по обходе блокировок. О какой информации идёт речь, не пояснено. Скорее всего, для частных лиц это будет ФИО, адрес проживания и подобное, а для юридических - название фирмы, месторасположение, возможно, банковские реквизиты. Дата такого запроса будет зафиксирована.

Тут мы немножко отвлечёмся и позволим себе отметить, что если хостерам в России придётся выполнять все требования, то зарубежные хостеры вряд вот так будут выполнять требования Роскомнадзора. Ибо одно дело, когда в реестр организаторов распространения информации компании сами отдают свои данные, и совсем другое, когда хостер должен будет выдать данные своего клиента правительству других стран. Кроме того, что такая "открытость" приведёт к катастрофическому падению репутации, хостер нарушит закон о персональных данных уже своей страны.

После того, как хостер получил соответствующий запрос, он в течение трёх следующих дней предоставляет Роскомнадзор все запрашиваемые им данные. После этого Роскомнадзор на основе полученных данных в трёхдневный срок направляет запрос уже самим сервисам по обходу блокировок с требованием прекратить нарушения и отключить возможность обхода блокировок на территории России.

Получив требования Роскомнадзора об ограничении, сервисы по обходу блокировок самостоятельно (варианты):

  1. Ограничивают доступ всех пользователей интернета к своим функциям (добровольно закрываются, если по-простому).
  2. Ограничивают доступ к своим функциями на территории России (добровольно банятся в рунете, то бишь).
  3. Направляют в Роскомнадзор заявление с просьбой предоставить доступ к реестру запрещённых сайтов и самостоятельно начинают блокировать ресурсы из этого реестра.

А если мы не согласные?

Если кто-то захочет проявить принципиальность и откажется выполнять требования Роскомндазора о блокировке запрещённых ресурсов, то конец его будет печален - он сам будет заблокирован на территории России через 30 дней. В течение суток Роскомнадзор отправит сообщение операторам связи с перечнем адресов "несогласного", которые нужно будет заблокировать. Операторы, в свою очередь, в течение суток после получения такого сообщения вносят адреса в блок-лист.

В общем, стандартный механизм блокировки, только на этот раз блокировать придётся сервисы VPN, анонимайзеры и прочие подобные сайты.

Мы уже согласные, что делать?

Если кто-то сначала хотел проявить принципиальность, но потом понял, что она ему обходится слишком дорого, он может принять меры по блокированию запрещённых сайтов и сообщить об этом Роскомнадзору. После этого в течение суток Роскомнадзор проверяет достоверность информации, и, если ресурсы действительно блокируются, запускает процедуру разблокировки. В течение суток операторы связи обязаны будут обеспечить доступ к "обрезанному" VPN.

Как будет проходить взаимодействие?

Порядок взаимодействия с сервисами VPN, анонимайзерами, технологическими сетями и прочими ресурсами, которые будут блокировать запрещённую информацию, предстоит разработать Роскомнадзору. Надзорная служба будет обязана предоставить доступ к списку запрещённой информации всем, кто согласится с её требованиями в соответствии с разработанным порядком взаимодействия. В свою очередь, сами ресурсы должны будут блокировать запрещённую информацию, и соблюдать этот порядок взаимодействия.

Поисковые системы

Отдельными частями статьи предусмотрены обязанности оператора поисковой системы. Он, как и сервисы обхода блокировок, получит доступ к списку заблокированных сайтов и будет обязан исключить из поисковой выдачи ссылки на запрещённые сайты. Интересно, что наказание в виде блокировки поисковым системам пока чётко не прописано - оно касается лишь сервисов по обходу блокировок. Так что Google останется доступным, если, конечно, норму не исправят. Зато вместо блокировки поисковикам прописали штрафы. Если оператор поисковой системы не фильтрует поисковую выдачу, или не захотел получить доступ к реестру запрещенных сайтов, то это повлечёт наложение административного штрафа:

  1. на граждан в размере пяти тысяч рублей;
  2. на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей;
  3. на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Работайте, а зарплату мы вам выдадим VPN-ом!

Видимо, вняв предупреждениям о том, что VPN используется не только для того, чтобы читать и смотреть "запрещёнку", законодатели оставили возможность использовать сервисы для компаний. Им, как и прежде, можно будет пользоваться собственными технологиями обхода запрета доступа, но только в случаях, если пользователи заключили с ними трудовые соглашения.

Так что теперь, если вы хотите воспользоваться каким-то VPN, придётся не только платить за доступ, но и заключать трудовой контракт с его владельцем. Такой вот новый вид бизнеса. Заодно и безработица сократится.

Всё уже началось

Несмотря на то, что запрет анонимайзеров и VPN только предстоит ввести в правовое поле, на деле анонимайзеры запрещены де-факто уже . Механизм запрета очень простой - прокуратура подаёт иск в суд, а тот выносит решение о запрете анонимайзера, так как при помощи него можно получить доступ к запрещённой информации. На этом основании в 2016 году был заблокирован "Хамелеон", сайту Hideme.ru и ряду других.

Во время написания материала пришла ещё одна новость: Роскомнадзор, МВД, Роспотребнадзор и ФНС выпустили межведомственный приказ , который позволяет блокировать любые средства обхода блокировок без решения суда. Обоснования тоже очень простые - через эти ресурсы можно играть в нелегальном казино, что запрещено на территории России. Официально всё звучит так:

Наличие на странице сайта в сети "Интернет" и (или) программа для электронных вычислительных машин, позволяющих получит доступ к сайту в сети "Интернет", странице сайта в сети "Интернет", на которых размещена запрещённая информация, соответствующая критерием, указанным в пунктах 4.1.1.-4.1.6 настоящих Критериев, включённым в Единый реестр.

Естественно, под это описание попадает всё, что даёт доступ к запрещённой информации, в том числе и VPN. Интересно, что сам приказ был зарегистрирован 27 июня, а выпустили его ещё 18 мая. Учитывая, что такие документы не готовятся за день, решение о блокировке VPN было принято значительно раньше.

Несколько дней назад надзорная служба разослала операторам связи обновлённые рекомендации по блокировке интернет-ресурсов. Ничем особенным от старой версии рекомендации не отличаются, лишь содержат упоминание о предпочтительных способах блокировки в виде DPI, открытого программного обеспечения и покупки уже фильтрованного трафика у вышестоящего провайдера.

Последствия для отрасли

Для операторов связи изменения будут минимальны. Ну, добавится ещё несколько адресов в список на блокировку, ничего страшного. Их и так в нём тысячи. А вот для рунета, как явления, всё будет куда серьёзней. Фактически, создаётся обособленное пространства, в котором не только нельзя получить доступ к каким-то ресурсам, а нельзя даже узнать о том, что эти ресурсы существуют. Конечно, можно возразить, что есть обычные сайты, форумы, зарубежные версии Google, где можно и найти информацию, и ссылки и дистрибутивы.

Однако логика событий неумолима - запрещённой информации в рунете быть не должно. Так что чем дальше, тем беднее будет российский сегмент. Один за другим зарубежные сервисы будут уходить с рынка или блокироваться. Просто кто-то раньше (как Line или LinkedIn), кто-то позже. Освободившиеся места начнут занимать российские сервисы, которые сейчас появляются, как грибы после дождя. Об их качестве умолчим - есть прекрасный пример "Спутника", который даже при наличии мощных конкурентов в лице Google и "Яндекса" представляет собой что-то из конца 90-х годов. Без возможности полноценно взаимодействовать с мировой индустрией российские телеком и ИТ будут деградировать (уже сейчас на успешного "Касперского" поглядывают неодобрительно), и чем дальше, тем скорость деградации будет возрастать. В конце концов, всё какой-нибудь версией "Кванмёна".

С другой стороны, в Африке и вовсе нет интернета, и никто о нём особо не переживает.

В главу 13 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), внесенные год назад группой депутатов, проголосовали 306 членов нижней палаты парламента.

В России было заблокировано более 108 тысяч сайтов с запрещенной информацией, однако популярность анонимайзеров растет

Теперь за непредоставление в Роскомнадзор данных о владельцах средств обхода блокировок граждан будут штрафовать на сумму от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Для юридических лиц наказание выше - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Штрафы предусмотрены также за выдачу поисковыми системами ссылок на запрещенные сайты. Для граждан наказание может достигать 5 тысяч рублей, должностные лица заплатят от 30 до 50 тысяч рублей, выше всего штраф для организаций от 500 до 700 тысяч рублей.

После принятия Госдумой в окончательном чтении закон направится в верхнюю палату парламента - Совет Федерации.

Сенаторы могут рассмотреть его на ближайшем заседании 20 июня. В случае одобрения верхней палатой и подписания президентом он вступит в силу спустя 90 дней после официального опубликования, то есть в середине осени.

Принятые Госдумой поправки в Кодекс об административных правонарушениях направлены на исполнение закона о запрете анонимайзеров. Он был принят парламентом в июле прошлого года и вступил в силу с 1 ноября. Закон устанавливает запрет на использование информационных систем и программ для получения доступа к сайтам, заблокированным на территории России. В отслеживании фактов использования анонимайзеров могут участвовать подразделения МВД и ФСБ, документ дает им право уведомлять о выявленных случаях Роскомнадзор для последующей блокировки средств обхода ограничений.

К слову, блокировки подобных ресурсов используются с середины апреля для ограничения доступа к мессенджеру Telegram. В целях исполнения соответствующего решения Таганского суда Москвы Роскомнадзор заблокировал уже около 50 VPN-сервисов и анонимайзеров, предоставлявших доступ к мессенджеру.

Всего же, по данным ведомства на конец мая, в России было заблокировано более 108 тысяч сайтов с запрещенной информацией, однако популярность анонимайзеров растет. По словам главы ведомства Александра Жарова, за последние два года количество пользователей таких сервисов выросло с пяти - семи до десяти - пятнадцати процентов. При этом только четверть популярных прокси- и VPN-сервисов соблюдает действующие ограничения.

Следует отметить, что требования обоих законов - и о запрете использования анонимайзеров, и об ответственности за его нарушение - касаются всех игроков цифрового рынка, как отечественных, так и зарубежных.

Впрочем, авторы принятого закона - депутаты Максим Кудрявцев ("Единая Россия"), Николай Рыжак ("Справедливая Россия") и Александр Ющенко (КПРФ) - заявляют, что достигли "полного взаимопонимания" с владельцами поисковиков и программного обеспечения.

Тем временем

Госдума во вторник приняла в первом чтении проект закона, позволяющий заключать наследственные договоры и составлять совместные завещания супругов. Инициатива была внесена главой думского комитета по госстроительству и законодательству Павлом Крашенинниковым. Законопроектом вносятся поправки в части первую и третью Гражданского кодекса РФ, которыми предусматриваются новые для российского наследственного права возможности - заключать наследственные договоры и составлять совместные завещания супругов. Как пояснял ранее автор инициативы, это поможет "заранее договориться о судьбе наследства и тем самым уменьшить вероятность конфликтов с участием лиц, которые могут призываться к наследованию". К примеру, при наличии совместного завещания супругов не нужно делить совместную собственность, а затем решать вопрос о наследстве и наследниках.

Новые штрафы за утечки баз клиентов

Минцифра предложила ввести штрафы за утечки персональных данных в открытый доступ.

В России более 400 тысяч операторов персональных данных, среди них и гостинцы, перевозчики, компании мобильной связи, банки. По их поручению другие компании занимаются сбором и обработкой информации, накапливают большие базы данных (например, страховые агенты, агрегаторы), которые нередко "утекают" и используются совершенно по-разному - маркетологами, мошенниками, специалистами по "холодным продажам" и так далее. В "утечках" операторы персональных данных обычно обвиняют как раз тех, кто собирал для них информацию.

Согласно проекту, если оператор не контролировал сбор данных, то ему будет грозить штраф до 30 тысяч рублей за один выявленный случай "утечки". Для лиц, которые собирают данные по поручению операторов, проектируются штрафы в том же размере за нарушение правил обработки данных.

Кроме того, ведомство предлагает ограничить число организаций, которые могут публиковать данные о детях-сиротах в интернете. Таким исключительным правом намерены наделить только федеральные и региональные органы власти, которые отвечают за формирование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а право обрабатывать биометрические персональные данные сирот для их устройства в семьи останется у органов исполнительной власти.

31.07.2017, Пн, 09:24, Мск

Президент России подписал закон о запрете анонимайзеров и VPN-технологий, позволяющих получить доступ к запрещенным на территории страны сайтам. Другим законом предписывается обязательная идентификация пользователей мессенджеров по номеру телефона.

Роскомнадзор будет блокировать анонимайзеры

Президент России Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Поправки ставят вне закона технологии, позволяющие обойти блокировку тех или иных ресурсов (анонимайзеры) и VPN-сервисы. Роскомнадзору предписано ограничить доступ не только к самим анонимайзерам, но и к тем сайтам, на которых содержится руководство по обходу блокировок.

Ссылки на такие ресурсы будут заблокированы операторами поисковых систем после включения в специальный перечень Роскомнадзора: ведомство создает федеральный государственный реестр информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен на территории страны. В случае несоблюдения требований закона, поисковые системы , однако размер штрафов пока не определен.

Закон был принят Госдумой 21 июля (373 голосами «за» при двух противниках и двух воздержавшихся) и утвержден Советом Федерации спустя еще четыре дня. Документ уже опубликован на портале правовой информации и вступил в силу.

Закон о блокировке анонимайзеров думцы поддержали почти единогласно

Этот же закон так называемого «реестра блогеров». С 1 августа 2014 г. в сайты, которые посещают более 3 тыс. пользователей в сутки, включались в специальный реестр Роскомнадзора и, фактически, приравнивались к СМИ. Теперь эта практика отменена, в Думе ее назвали «потерявшей свое значение».

Пользователей мессенджеров идентифицируют по номеру телефона

Другой подписанный президентом закон касается регулирования мессенджеров. Основное требование к их владельцам - ввести идентификацию пользователей по номеру телефона. В случае невыполнения этого условия, мессенджеры могут отказать пользователям в обмене сообщениями. За процессом идентификации будут стоять договоры, которые мессенджеры должна заключать с операторами связи. Но приложения, за которыми стоят российские юридические лица от заключения подобного договора освобождены и могут определять номер абонента самостоятельно.

Также закон обязывает мессенджеры ограничивать распространение запрещенной информации и предоставлять возможность государственным органами оповещать пользователей о чрезвычайных ситуациях или угрозах.

В случае невыполнения условий, перечисленных в законе, государство может ограничить доступ к мессенджеру. Документ вступает в силу с 1 января 2018 г.

История вопроса

Подписанные президентом законы ранее вызвали серьезный резонанс в российском обществе. Противники принятия документов 23 июля провели согласованное с властями шествие по Страстному бульвару - «За свободный интернет», в нем приняли участие, по разным оценкам, от 800 до 4 тыс. человек.

На скором принятии закона о блокировке анонимайзеров, по информации ряда СМИ, настаивал глава ФСБ Александр Бортников . Официальными инициатора проекта стали Александр Ющенко (КПРФ), Николай Рыжак (фракция «Справедливая Россия») и Максим Кудрявцев («Единая Россия»).

Координатор проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк в интервью CNews в реальности исполнения требований закона об анонимайзерах: «Многообразие средств обхода блокировок слишком велико, причем речь идет не только об анонимайзерах, работающих через веб-браузер, но и о сервисах, использующих разнообразное ПО, - сказал Артем Козлюк. - Опыт Китая показывает, что заблокировать все из них нереалистично. Кроме того, сервисы, попавшие под блокировку в России, будут искать различные обходные пути для своих российских пользователей».

Причиной составления закона о мессенджерах эксперты называют конфликт ФСБ и Роскомнадзором с одной стороны и Telegram с другой. Формальной причиной стали сведения о том, что организаторы теракта в метро Санкт-Петербурга 3 апреля использовали для общения именно это приложение. Роскомнадзор

Статьи по теме: