Дао - это что такое? Дао дэ цзин: учение. Путь Дао

Введение

Даосизм: история возникновения и развития

Лао-цзы: миф или реальность?

Дао Лао-цзы: мир "Дао дэ цзина"

Даосизм как образ жизни

Заключение

Список литературы

Введение

Формирование основных направлений китайской философии происходило в переломный момент древней истории Китая. Страна раскололась на ряд противоборствующих царств, ведущих долгие, изнурительные и в основном малопродуктивные войны. Эта эпоха получила название Чжаньго () - Борющихся царств или Воюющих государств (453 – 221 до н. э.). В результате кровопролитных раздоров выделилось семь сильнейших царств: Чу (где, по легенде, родился Лао-цзы), Ци, Чжао, Хань, Вэй, Ян и Цинь.
Появление железа нарушило гармонию социальных отношений, позволив людям, не обладающим знатностью, за счет обработки новых земель богатеть, в результате чего росли так называемые "сильные дома". Казалось, "золотой век" китайской государственности остался позади, в страну приходит смута и хаос, и нет уже великих мудрецов древности Яо, Шуня, Хуан-ди (), способных возвратить Китай в лоно вселенской гармонии. Страна напоминала психически больного человека, мечущегося в бесплодных попытках обрести душевный покой.
Так происходило становление основных школ философско-общественной мысли Китая. В тот момент они получили такой заряд удивительной энергии, что сумели охватить все области социальной и духовной жизни на несколько тысячелетий вперед. Как регулировать государство, как привести страну в гармонию с Небом - высшим деятельно-указующим началом мира? Как сделать народ покорным, устранить смуты? Может быть, стоит обратиться к "высокой древности", когда народ придерживался важнейших морально-нравственных понятий, оставленных великими мудрецами и связывающих каждого человека с высшими сакральными силами мироздания? Так формируется мысль конфуцианства, основателем которого стал человек по имени Кун-цзы (), известный нам в западной транскрипции как Конфуций. Прежде всего, считал он, надо всё расставить на свои места, или "исправить имена", когда "правитель будет правителем, отец отцом, сын сыном". Это можно было сделать через соблюдение строгих морально-этических устоев, суммируемых понятием ритуала - ли (),например, гуманности, справедливости, долга, сыновней почтительности, заботы о младших.
Конфуцианство выступало не как религия, но как вид рационалистической социальной философии. Правитель следовал Небу, которое даровало ему свою Благую силу - Дэ (), а правитель транслировал эту силу на своих подданных. Таким образом, государство жило по типу единой семьи, не случайно ходила поговорка: "Вся Поднебесная - одна семья". Семья служила идеальной символической формой всякого сообщества в Китае: государства, философской школы, взаимоотношений чиновников и народа.
Другой философ, Мо-цзы (), видел решение всех проблем в осознании "всеобщей любви", причем эта любовь есть единственное "желание" Неба. Конфуцианскую гуманность моисты называли "отдельной любовью" (беай) и сравнивали с эгоизмом, противопоставляя этому "любовь ко всем людям" (чжоу ай жэнь). Жить они предлагали "в соломенных хижинах, и ходить в холщовых одеждах", из традиции же следовало выбирать не всё, а только хорошее, чтобы следовать этому. Источником знания служила практическая деятельность - "брать за образцы факты, которые видели или слышали массы людей". Таким образом, всякое знание должно было обладать практической ценностью, а его мистический исток, о котором говорили даосы, не обсуждался - это казалось излишним.
В такой ситуации и начинают формироваться даосские идеи. Их развитие пошло разными путями. С одной стороны, возникли школы мистико-оккультного даосизма, например в горах Маошань и недалеко от города Лояна, которые во II – III вв. развили теорию достижения бессмертия через прием "пилюль бессмертия" и дыхательные упражнения. А с другой стороны, во II в. в Китае было поднято мощное восстание "Желтых повязок", во главе которого стоял даос-мистик, руководитель секты Удоумидао () Чжан Лу - внук основателя религиозного даосизма Чжан Даолиня.
Вместе с тем особое развитие приобретают школы философско-мистического толка, нередко занимающиеся и делами государства. Таково, в частности, учение, называемое Хуан-Лао (), - школа Хуан-ди и Лао-цзы, которая считала, что изначальный духовный опыт проникновения в Дао был завещан еще легендарным основателем китайской нации "Желтым императором" Хуан-ди. Главный упор она делала на осознание естественности в жизни человека, на то, как он должен следовать естественно-природному ходу вещей, прозревая в себе изначальные природные свойства и постигая тем самым свою судьбу. Здесь царил абсолютный параллелизм земного и небесного, космического и человеческого.
И здесь на первый план выходит то, что ряд исследователей именуют "естественным законом". Именно его проповедь и ведется на страницах "Дао дэ цзина". В чисто терминологическом плане это понятие могло обозначаться и как "Дао" (Путь), и как "Тянь Дао" (Путь Неба), и как "цзыжань" (естественность). Последнее слово можно также перевести отчасти неловким, но однако достаточно точно выражающим его содержание термином - "самотаковость", "абсолютное соответствие и следование самому себе". Школа Хуан-Лао говорила об абсолютном и нерасторжимом подобии всех частей вселенной, в том числе и тождественности Дао, Неба и человека по своим внутренним природным свойствам, в результате чего возникает особое "взаимоследование" или "взаимообусловленность" (фа –). "Человек следует Земле. Земля следует Небу. Небо следует Дао. Дао же естественно" ("Дао дэ цзин", §25).
По этому же естественному закону формируется и то, что мы называем моральными и нравственными устоями людей, при этом никакие моральные нормы не могут быть придуманы самим человеком, в чем даосы обвиняли конфуцианцев.
Государство также должно управляться не уложениями, придуманными человеком, пусть даже весьма мудрым, но по "естественному закону", который одинаков как для дел небесных, так и дел земных, поэтому сложные законы и запреты представляются не только излишним приукрашательством, но могут привести государство к краху. Здесь возможен лишь один путь - безусловное следование естественному закону Дао.
Сложные философские построения существовали параллельно с чисто оккультной практикой, многочисленными народными верованиями и конфуцианским осмыслением Дао как морального закона, которому должен следовать человек. Так что судьбы идеи Дао были весьма различны.

Даосизм: история возникновения и развитие

Китайский этнос - один из наиболее древних из существующих сейчас на Земле. Он обладает уникальным набором качеств, выработанных на протяжении многих тысячелетий развития. Причем, качества эти формировались под большим влиянием оригинальных эзотерических методик совершенствования тела, жизненной энергии, ума и сознания.
Предпосылки к возникновению даосизма (,) коренились в религиозных представлениях древности. Возможно, что его истоки связаны с шаманскими верованиями царства Чу (бассейн р. Янцзы) и учениями магов (фанши) северо-восточных царств Ци и Янь периода Чжаньго ("Сражающихся царств", V – III вв. до н. э.; см. Введение ). В IV – III вв. до н. э. в результате философской рефлексии на стихийно формировавшиеся в предыдущую эпоху представления возникает учение, сторонники которого отнесены в историографическом сочинении II – I вв. до н. э. к "школе Дао и Дэ" (даодэ цзя –). Это учение представлено в таких памятниках, как приписываемый полулегендарному мудрецу Лао-цзы трактат "Дао дэ цзин" и трактат "Чжуан-цзы " (), в котором излагаются взгляды выдающегося философа IV – III вв. до н. э. Чжуан Чжоу (). Однако авторы данных текстов еще не относили себя к какой-либо определенной философской школе. Это может рассматриваться как свидетельство того, что появление "учения о Дао и Дэ" еще не означало возникновения целостной идеологической системы. Из других крупных мыслителей древности к основоположникам философии даосизма относят Ле Юйкоу () и склонного к эклектизму Лю Аня ().
Даосизм как религиозно-философская система формируется на рубеже н. э. в результате синтеза Лао [-цзы ] – Чжуан [-цзы ] учения (Лао Чжуан сюэ пай –); доктрин натурфилософов (иньян цзя (); концепции "духа" как предельного выражения процесса изменений, описанного в "Чжоу и"; верований шаманов и магов; представлений о "бессмертных святых" (сянь, шэнь сянь). Даосы считают, что их учение восходит к глубокой древности, когда его тайны были открыты мифическому "Желтому императору" (Хуан-ди). В китайских преданиях и легендах рассказывается о 9-ти "первопредках", появлявшихся у истоков китайской цивилизации друг за другом и принесших народу знания, ремесла, письменность, музыку и т. д. Одним из них был первопредок Хуан-ди - император, который являлся avatдra "ом (). Хуан-ди принес высшую духовную Истину и целостную систему совершенствования человека. Эта система включала в себя теоретический аспект, где описывался процесс творения мира Богом (Дао) и раскрывалась цель человеческой жизни - развитие своего сознания, заканчивающееся достижением Божественного Совершенства и слиянием с Дао. Практически эта цель достигалась в том числе с помощью многостадийной системы психофизической подготовки, где применялись приемы, известные больше в санскритских терминах, - prдnдyama (), mantra (), mudrд (), дsana () и dhyдna (). Большое значение также придавалось этике, т. е. развитию "правильного чувства и правильного действия".
Эта изначальная многоплановая информация, данная Хуан-ди, явилась истоком концепций множества школ. Различия между ними происходили от того, на какую конечную цель были направлены усилия их адептов, - совершенствование тела, "жизненной энергии" или сознания. В зависимости от цели использовались и различные физические или психофизические методики, а также в разной степени стимулировалось развитие этики и интеллекта.
Но, как обычно случается, широкое распространение получила наиболее простая, "внешняя" часть целостной системы Хуан-ди. Она со временем преобразовалась в техники боевых искусств, с одной стороны, а с другой - в шаманизм, магию и мифотворчество. "Внутреннюю" же - эзотерическую - часть учения Хуан-ди использовали очень немногочисленные школы даосской йоги, ставившие своей целью развитие сознания адептов вплоть до достижения Божественного Совершенства. Даосская традиция считает именно Хуан-ди основателем даосизма. Поэтому одно из его ранних направлений именовалось учением Хуан [-ди] – Лао [-цзы].
С течением веков эзотерические школы древнего даосизма становились все более и более закрытыми, а их количество уменьшалось. Однако нить традиции не была прервана.
Напротив, "внешние" школы стали естественным компонентом жизни китайцев. В тех из них, где доминировала магия, ярко проявлялось поклонение душам предков.
В школах же более высокого уровня, начиная с эпохи Шань-Инь (XVIII – XII вв. до н. э.), утвердилось поклонение "Небу", но в значении не места или направления, а "Первоосновы и Первопричины всего сущего", т. е. Бога.
В середине эпохи Чжоу () появился трактат "Дао дэ цзин", автором которого считают Лао-цзы. Таким образом нить древнего учения, протянувшаяся через тысячелетия, с появлением "Дао дэ цзина" получила новый импульс.
Последовавший за появлением "Дао дэ цзина" период с VI по III вв. до н. э. называют эпохой "соперничества всех (или ста) школ", поскольку почти одновременно оформляются такие направления, как даосизм, конфуцианство, моизм, школы законников, софистов, последователей учения сил инь ян и др.
Все эти школы использовали в более или менее искаженной форме фрагменты учения Хуан-ди, дошедшие до того времени в древнейших памятниках литературы, таких как "Чжоу и " () или "Нэй-цзин", "Иньфу-цзин" и др., авторами которых, согласно традиции, считаются Хуан-ди и другие "первопредки".
Во II в. происходит обожествление Лао-цзы, который именуется теперь Лао-цзюнь ("Государь Лао") и рассматривается как "воплощение", или "тело Дао" (дао чжи шэнь, дао чжи ти, дао чжи син). Возникновение развитого даосизма отмечено началом процесса его организационного оформления. Во II в. появляется первое институциализированное даосское направление - Тяньши [дао] ("[Путь] Небесных наставников"), другие названия - Чжэнъи [дао] ("[Путь] Истинного единства"), Удоуми [дао] ("[Путь] Пяти мер риса"). Первым его патриархом ("Небесным наставником") считается Чжан Даолин (I – II вв.), якобы получивший откровение от обожествленного Лао-цзы и право быть его наместником на земле. Титул "Небесного наставника" передается в роду Чжан по наследству до настоящего времени. В IV в. возникают два даосских направления - Маошань (топоним), или школа Шанцин () и школа Линбао (). Они стремились совместить символический ритуализм "Небесных наставников" с оккультно-алхимической традицией южнокитайского даосизма и уделяли значительное внимание приемам медитативного созерцания. В целом северные направления даосизма (Чжэнъи [дао] и др.) тяготели к коммуналистским формам, активному воздействию на верующих, тогда как южный даосизм был более элитарным, нацеленным на самосовершенствование.
В VII – VIII вв. под влиянием буддизма возникают институт даосского монашества и монастыри, а в религиозной практике даосизма начинают преобладать психотехнические методы (медитация), основное внимание уделяется приемам внутреннего самосовершенствования. Данная тенденция приводит к появлению в XII в. в Северном Китае новых даосских школ, важнейшая из которых - Цюаньчжэнь [цзяо ] () - вплоть до настоящего времени является ведущим даосским направлением. Для этой школы характерно требование обязательного принятия монашества для духовенства (дао ши). К XII в. завершается формирование даосского пантеона. В центре его находится "Триада чистых" (Сань Цин –), или "Небесные достопочтенные" (Тянь цзунь) - персонификации аспектов Дао, а также божества - его эманации, соответствующие последовательным этапам космогонического процесса, рассматривавшегося даосами как "саморазвертывание" Дао. В средние века в процессе формирования китайского религиозного синкретизма даосизм становится одной из составляющих идеологического комплекса сань цзяо () наряду с конфуцианством и буддизмом. В XIII – XVII вв. происходит активное взаимодействие северного и южного направлений даосизма, появляются синкретические школы, основывающиеся на даосской "внутренней" алхимии (сянь сюэ –). Материал для своих религиозных концепций и пантеона он активно черпал из народных верований, в то же время оказывая на них огромное влияние: например, "учение о бессмертии" выступает там в виде культа долголетия, а доктрина Дао как источника жизни - в форме культа многодетности, богатства и т. п.
Самыми видными представителями средневековой даосской мысли были Гэ Хун (IV в.), Ван Сюаньлань (VII в.), Ли Цюань (VIII в.), Тань Цяо (Тань Цзиншэн, X в.), Чжан Бодуань (XI в.). Конфуциански образованная интеллектуальная элита нередко проявляла интерес к философии даосизма, абстрагируя ее от религиозного контекста. Наиболее интенсивнымбыло внимание к нему в III – IV вв., после падения династии Хань и определенной дискредитации ее официальной идеологии - конфуцианства. Восприняв некоторые существенные элементы философии и культовой практики буддизма (отдельные методы психотехники, религиозные символы, обряды, сутры и организацию), даосизм в свою очередь способствовал его адаптации к китайской почве, предоставив ему терминологический аппарат для перевода буддийских понятий с санскрита и философские концепции, облегчавшие изложение буддийского учения в привычных китайцам формах. Даосизм, как и буддизм, воздействовал на формирование и развитие неоконфуцианства , подвергнувшего ряд даосских понятий и философских доктрин этической интерпретации.
Даосизм оказывал сильное и постоянное влияние на литературу, искусство и другие аспекты китайской культуры, на развитие традиционных форм научного знания в средневековом Китае. В частности, занятия даосской алхимией способствовали накоплению богатого эмпирического материала в области химии. Воздействие даосизма сказалось на традиционной медицине в сфере как теории (учение о подобии человеческого тела и Вселенной, взгляды на функционирование и строение организма), так и практики (иглотерапия, фармакология). Вместе с тем элементы научного знания были тесно связаны с религиозно-мистической доктриной и вне ее не привлекали интереса его адептов.
В VII в. даосизм проник в Корею - государство Когурё, короли которого одно время поддерживали доктрину "трех религий". В Японии в структурно-функциональном смысле место даосизма было занято синтоизмом, но элементы даосского культа "бессмертных" сохранялись там до XVII в., а методы даосской психофизиотехники использовались в медицине и буддийской медитативной практике. Не исключено даосское влияние на символику синтоизма и атрибутов императорской власти.
На протяжении своей истории даосизм временами пользовался покровительством властей - при династии Цинь (221 – 207 до н. э.), Ранняя (Западная) Хань (206 до н. э. – 8 н. э.), в период Южной и Северной династий (420 – 589), в эпохи Тан (618 – 907) и Северную Сун (960 – 1127), но иногда подвергался гонениям - при монгольской династии Юань (1271 – 1368) и маньчжурской династии Цин (1644 – 1911). В КНР существует Ассоциация последователей даосизма, которую в 1980 г. возглавил Ли Юньхан, священнослужитель школы Цюаньчжэнь [цзяо]. Даосизм популярен на Тайване и в Сянгане (Гонконге), а также среди китайских общин в эмиграции.

Даосизм основные идеи кратко изложенные в этой статье.

Даосизм является самой древней религией на Земле, уходящей корнями в шаманские архаичные практики. Согласно одной из легенд, основы данной религии заложил Хуан Ши, Желтый император. А вот описал и систематизировал ее догмы и ритуалы ученый Лао-Цзы в книге под названием «Трактат о пути и его проявлениях во Вселенной».

Основные идеи даосизма

Учение возникло больше 2000 лет тому назад в Китае. Тогда люди поклонялись духам предкам и силам природы. Постулаты даосизма были заложены на основе стремления к мировой гармонии и понимания. Основная идея построения общества согласно даосизму это всеобщее равенство людей, равные права на свободу и жизнь. Этим даосизм привлек к себе множество сторонников.

Среди основных идей даосизма выделяют:

  • Единство мира

Мир представляется как единая субстанция под названием дао. Она создалась сама по себе, является безграничной и господствует над всем. Дао также невидима, без формы, но вместе с тем, она – источник начала (дэ), имен и форм явлений и вещей.

  • Идея всеобщей взаимосвязанности

Это самая важная идея религии. В даосизме мир – это единство, в котором все предметы и явления взаимосвязаны, присутствуют друг в друге и раздельно существовать не могут. Все вещи познаются только в сравнении.

  • Круговорот материи

Данная идея подразумевает то, что каждое живое существо, растение, предмет, воплощенные на планете, после своей смерти стают строительным материалом для последующих природных явлений и жизненных форм. Такой круговорот бесконечный.

  • Недеяние и покой

Человек должен жить так, дабы не мешать течению жизни. То есть оставаться в покое и недеянии – У-Вэй. Но это значит не бездействие, а понимание и достижение вечности, корней миропорядка.

  • Священный император

Император – это священный идеал, посылающий людям благодать (дэ). Он должен править спокойно и незаметно, чтобы принести народу счастье. Излишняя деятельность приводит к нарушению гармонии и разнообразным бедствиям.

  • Путь к счастью – освобождение от суеты

Человеку необходимо освободиться от страстей и желаний, чтобы приблизиться к счастью. Достижение истин через стремление к первоначальному слиянию, послушание императору.

Даосизм возник в Чжоуському Китае одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. Старшего современника Конфуция Лао-цзы, которого в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера, современные исследователи считают фигурой легендарной. Легенды рассказывают о его странное рождения: мать носила его несколько десятков лет и родила старым -- откуда и происходит его имя Старая ребенок, хоть тот же знак "цзы" одновременно и понятие "философ".

Итак, его имя можно перевести как старый философ. Существует легенда, что, оставляя Китай, идя на Запад, Лао-цзы любезно согласился отдать служителю пограничной заставы свое произведение Дао дэ цзин.

В трактате Дао дэ цзин (IV-III вв. до н.э.) изложены основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины - учение о великом Дао, о общий Закон и Абсолют. Дао царит повсюду и во всем безоговорочно. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслыханное, недосягаемое для органов чувств, постоянное и неисчерпаемый, безымянное и безформене - оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо подражает Дао. Пізмати Дао, идти за ним, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется Дао через свою дуновение - через Где, и если Дао порождает все, то Где все кормит.

В лаосском трактате говорилось о том, что жизнь и смерть - понятия относительные, и акцент был сделан на жизнь, на том, как его организовать (Чжуан-цзы IV-III вв. до н.э.). Мистический уклон в этом трактате, который проявлялся, в частности, в напоминаниях о фантастическое долголетия (800-1200 лет) и даже бессмертие, которых могут достичь праведные аскеты, которые присоединились к Дао, играли значительную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религии. Пропаганда долголетия и бессмертия забезлечили лаосским проповедникам популярность в народов и приверженность императоров. Официальная поддержка помогла даосизма выжить и окрепнуть в условиях господства конфуцианства, но, постояв, даосизм очень изменился. Оставив метафизические спекуляции на тему Дао и дэ, отказавшись от отождествления с идеей у-вэй (недеяние), даосские проповедники и маги активизировали свою деятельность среди народа, умело синтезировали философские идеи Дао дэ цзин с примитивными верованиями и пересудами крестьянских масс, а также позаботились о том, чтобы эти идеи в виде мифов и легенд начали широко популяризироваться. Так, даосистами был создан миф о богине бессмертие Сиванму, в саду которой цветут раз в три тысячи лет персики бессмертие. Они создали миф о першолюдину Пань гу.

История этого мифа особенно интересна. В Дао дэ цзин (статья 42) есть фраза: "Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают трое, а трое - все вещи". ее глубокий философский смысл был недоступен пониманию простых людей, и даосисти ярко интерпретировали его в виде мифа о Пань гу (Дао рождает одно). Прошло 18 тысяч лет, начал создаваться Вселенная, все легкое и чистое, ян-ци, поднялось вверх, образовав небо, все мутное и тяжелое, инь-ци, опустилось и создало Землю (одно рождает два).

Даосизм предлагает особый путь достижения бессмертия. Тело человека представляет собой микрокосмос, который в принципе следует уподобить макрокосмоса, то есть Вселенной. Подобно тому, как Вселенная функционирует во взаимодействии сил Инь и Ян, имеет звезды, планеты и т.п., организм человека - тоже скопления духов и божественных сил, результат взаимодействия мужского и женского начал. Тот, кто стремится достичь бессмертия, должен прежде всего пытаться создать всех духов-монада (их 36 тыс.) - такие условия, чтобы они не желали оставить тело. Это достигается прежде всего, как считали даосисти, ограничением в еде - путь до конца изучен индийскими аскетами-отшельниками. Кандидат в бессмертие должен был отказаться сначала от мяса и вина, потом вообще от любой грубой пищи, далее от овощей и зерна, которые укрепляют материальное начало в организме.

Второй важный элемент достижения бессмертия - физические и дыхательные упражнения. К комплексу этих упражнений входило постукивание зубами, потирание вискам, кошлання волос, а также умение владеть своим дыханием, задерживать его, превращать его в едва заметное утробное дыхание.

Однако даосизм был все-таки китайским учением, даже если он и испытал влияние извне. Это проявляется в том, какое большое значение лаосская теория бессмертия предоставляла моральным факторам, причем именно в китайском понимании - в плане добропорядочных поступков, демонстрации высоких моральных качеств. Чтобы стать бессмертным, кандидат должен был осуществить не менее 1200 доброзвичайних актов, при этом даже один аморальный поступок сводил все на нет.

На подготовку к бессмертию должно было идти много времени и сил, фактически всю жизнь, причем все это было только прелюдией к заключительному акту - слияние дематеріалізованого организма с Большим Дао. Эта трансформация человека в бессмертного считалась очень непростой, доступной лишь немногим. Сам акт перевоплощения почитался как святой и таинственным, и никто не мог его зафиксировать. Просто был человек - и нет ее. Она не умерла, но исчезла, оставила свою телесную оболочку, дематеріалізувалася, поднялась на небо, стала бессмертной. Даосисти объясняли, что видимая смерть - это не доказательство неудачи, вполне возможно, что умерший поднялся на небо и достиг бессмертия.

Укрепившись за счет дальнейшей разработки своей теории, даосисти в ранньосередньовічному Китае сумели стать необходимой и незаменимой частью духовной культуры страны и народа. В эпоху Тан (VII-X вв.) даосисти широко расселились по всей стране. Повсюду были созданы крупные монастыри, где ученые даосские маги и проповедники вели подготовку своих последователей, знакомили их с основами теории бессмертия. Даосские гадальщики и лікувальники, получив начальное образование, расходились по Китая и практически сливались с гражданами Поднебесье, не отличаясь от них ни одеждой, ни образом жизни, только своей профессией. Эта профессия со временем превращалась в наследственное ремесло, поэтому для овладения им не было нужды в специальном обучении - надо было только засвидетельствовать свой профессиональный уровень и получить от властей сертификат на право заниматься своей деятельностью.

Даосисти в средневековом Китае обслуживали также многочисленных богов, духов и бессмертных лаосского пантеона, что все больше разрастался. Они принимали участие в бытовых обрядах, в частности в церемонии похорон. В средневековом Китае даосизм с преследуемой секты превратился в признанный и даже необходимую в стране религию. Эта религия имела достаточно прочные позиции в китайском обществе и потому, что она никогда не противоречила конфуціанству и скромно заполняла те пробелы в культуре и образе жизни народа, которые оставались на ее судьбу. Даосисти, которые сливались с народом, были теми самыми конфуціанцями, а своей деятельностью еще и укрепляли идеологическую структуру страны. На протяжении веков даосизм переживал взлеты и падения, поддержку и гонения, а иногда, правда, на короткое время, становился официальной идеологией которой-нибудь династии. Даосизм был нужен и образованным верхам, и малообразованным низам китайского общества, хотя проявлялось это по-разному. Образованные верхом чаще всего обращались к философских теорий даосизма, его древнего культа простоты и естественности, слияние с природой и свободы самовыражения. Специалисты не раз отмечали, что каждый китайский интеллигент, будучи в социальном плане конфуціанцем, подсознательно всегда был немного даосистом. Особенно это касалось тех, чья индивидуальность была обнаружена ярче и чье духовное богатство не укладывалось в официальные нормы. Возможности, которые открывались даосизмом в сфере самовыражения мыслей и чувств, привлекали многих китайских поэтов, художников, мыслителей. Но это не было отходом от конфуцианства - просто лаосские идейные принципы нанизывались на конфуціанську основу и тем обогащали ее, открывая возможности для творчества.

Невежественные низы искали в даосизме другое. их привлекали социальные утопии с равномерным распределением имущества при строгой регламентации жизненного распорядка. Эти теории играли свою роль как флаг средневековых крестьянских восстаний, которые проходили под даосько-буддийскими лозунгами. Кроме того, с народными массами даосизм был связан обрядами, практикой гадания и лечения, предрассудками, верой в духов, культом божества и патронов, магией и лубочно-мифологической иконографией. К лаосскому волхва и монаха шли за помощью, рецепты, и он делал все, чего от него ждали, на что становилось силы. Именно на этом, более низком уровне народного даосизма вырос тот гигантский пантеон, которым всегда характеризовалась религия даосистів.

Со временем, вобрав в себя все древние культы и пересуды, образование и обряды, всех божеств и духов, героев и бессмертных, эклектичный и неразборчивый даосизм легко удовлетворял разнообразные потребности населения. Рядом с основателями религий (Лаоцзи, Конфуцием, Буддой) к его пантеона входило много божеств и героев, вплоть до тех, которые случайно обнаружили себя после смерти людей (снились кому и т.п.). Даосы никогда не могли перечислить всех своих богов, духов, героев и не пытались сделать это. Они особенно выделяли нескольких важнейших из них, среди которых - легендарный родоначальник китайцев древнекитайский император Хуанди, богиня Мероприятия Сиванму, першолюдина Пань гу, божества-категории типа Тайчу или Тайцзи. их даосы и все китайцы особо почитали. В честь божеств и великих героев (полководцев, мастеров своего дела, ремесел и др.) даосы создали многочисленные храмы, где выставлялись идолы и собирались подношения.

Специфической категорией даосских божеств были бессмертны. К ним принадлежали знаменитый Чжан Деолін (основатель лаосской религии), алхимик Вэй Боян и др. Но наиболее известными в Китае всегда были ба-сянь, рассказы о них и фигурки (из дерева, кости, лака) чрезвычайно популярны в народе, как и изображение на свитках, известные каждому с детства (это - Чжунли, Цюань, Чжан Галао, Лай Дуньбінь, Ли Тегуай, Хань Сяньдзи, Цао Гоцзю, Лань Цайха и Хе Сяньгу).

Народная фантазия наделила всех ба-сянь чертами людей чародеев, что сделало их одновременно людьми и божествами. Они путешествуют, вмешиваются в людские дела, защищают справедливость. Все эти бессмертные, как и другие духи, боги, герои хорошо известны в Китае, потому что они отражали верования, представления, стремление китайского народа.

Даосизм никогда не отрицал лидерства конфуцианства в системе официальных религиозно-идеологических ценностей. Но в период кризисных ситуаций и крупных потрясений, когда централизованная государственная администрация упадок, а конфуцианство переставало быть эффективным, картина часто менялась. В такие периоды даосизм и буддизм часто выходили на первый план, оказываясь в эмоциональных всплесках народной энергии, в егалітарних идеалах восставших. Но даже и тогда даосько-буддийские идеи никогда не становились особой силой, наоборот, по мере разрешения кризиса уступали ведущими позициями конфуцианства: заметим, что в даосько-буддийских сектах и тайных обществах идеи и настроения конфуцианства хранились в веках, переходя из поколения в поколение И таким образом отражались на всей истории Китая.

Даосизм – одна из самых древних религий на Земле. Его истоки уходят корнями в архаичные шаманские практики. По легенде, основы даосизма заложил Желтый император – Хуан Ши.

Китайский ученый сумел систематизировать и описать догмы и ритуалы этого учения в своей книге «Трактат о пути и его проявлениях во Вселенной».

Анализируя научное наследие Конфуция, можно заметить, связь жизненного пути философа и его идей. Но провести аналогичные параллели между творчеством и жизнью Лао–цзы невозможно, потому что его биография абсолютно неизвестна историкам. Древняя легенда гласит, что он родился от солнечного и лунного лучей, которые коснулись его матери. При этом родился он уже пожилым человеком, поскольку мать носила его в своем чреве несколько десятилетий. Поэтому его имя переводят как «Старый ребенок». По преданию, едва родившись, философ стал проповедовать учение Дао.

Что такое Дао?

Дао – это вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая проходит везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Дао – это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже Небо действует по законам Дао. Вечный путь – это также и вечное движение, поскольку в природе ничто не бывает в состоянии покоя, все постоянно течёт и изменяет. По этим же законам живёт человек.

Величайшее счастье, по мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие. Для того чтобы понять Дао, нужно соблюдать ряд правил, касающихся питания тела и питания духа, а также соблюдать концепцию недеяния.

Человек – это собрание божественных духов и демонов, которые постоянно борются за обладание его душой. Если он кормит духов своими добрыми поступками, происходит усиление души и приближение к Абсолюту, а если человек увеличивает число демонов злыми деяниями, душа слабеет и удаляется от Дао.

Питание тела – это соблюдение особой диеты, которая заключается в практически полном отказе от физической пищи. Постоянными физическими тренировками человек должен довести свое тело до полного подчинения разуму и научиться питаться собственной слюной и росой трав и цветов.

Третий постулат Дао – концепция ничегонеделания — заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает, так как нужно Небу и Дао, а вмешательство человека только губит всё созданное природой. Основываясь на этой идее, Лао-Цзы выводит следующую формулу, применимую к политической жизни общества: самый лучший правитель тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы.

Формы проявления даосизма

Даосизм существовал в нескольких формах, каждая из которых удовлетворяла интересы отдельного слоя общества:

Философско-этическая - помогала самовыражаться образованной аристократии, позволяла понять и объяснить чувства и суть мировоззрения, цену человеческого бытия и цели пребывания каждого человека на земле.

Мистическая – воспитывала малообразованные слои населения, которые шли к монахам за советами и помощью в решении каждодневных бытовых проблем. Эта форма прививала нравственные ценности и определённые нормы поведения.

Научная – в поисках мифического эликсира бессмертия даосские монахи изобрели множество полезных предметов и веществ. Порох, стекло, компас, стенобитные орудия и многое другое появилось благодаря изысканиям этих удалившихся от мира людей. Также в рамках даосизма появлялись первые теории возникновения земли и неба, людей и всех живых существ.

В наши дни чрезвычайно популярно зародившееся в глубокой древности учение – фэншуй, которое связывает воедино стихии и судьбы людей, а также боевое учение – у-шу и дыхательная гимнастика – цигун. Все эти практики выросли на базе даосизма.

Кратко об основных идеях даосизма

Даосизм зародился намного раньше конфуцианства во времена еще более жестоких междоусобных распрей и борьбы за власть. Главная идея даосизма заключается во всеобщем равенстве людей, равных правах на жизнь и свободу. Эти идеи сразу привлекли к новой религии множество сторонников из низших слоёв населения.

Бедняки, исповедавшие даосизм, надеялись, что скоро возникнет новое общество, основанное на принципах справедливости и гармонии. Под лозунгами даосизма даже проходили крестьянские волнения. Одним из самых известных восстаний в Древнем Китае было, так называемое, «восстание желтых повязок», проходившее под руководством даосского монаха. Целью этого восстания было свержение существующего политического строя и образование нового государства — всеобщего равенства и социальной справедливости.

Главная задача даосизма состоит в том, чтобы открыть людям глаза на цели их появления на свет, научить различать добро и зло, открыть секреты мироздания, научить жить в гармонии с природой и вселенной.

Еще в Средние века в Китае была создана целая сеть даосских монастырей, где проживали люди, полностью отошедшие от мира и посвятившие свою жизнь служению Небу и вечному Дао.

Монахи жили изолированно и не допускали непосвященных к лицезрению своих ритуалов. Их обряды всегда интересовали простых смертных, но монахи свято хранили свои тайны и передавали свои секреты только посвящённым ученикам.

Монастыри состояли из множества изолированных небольших полутемных келий, в которых монахи предавались размышлениям в попытках познать вечное Дао. Они иначе смотрели на социальные преобразования. Поскольку даосизм проповедует принцип неделания, то любые попытки изменить мир рассматривались как посягательство на основы вероучения, а созерцательность и уединение, наоборот, помогают слиться с Абсолютом и прожить тысячу лет в гармонии с Небом.

Поэтому особо рьяные последователи учения уходили в горы и вырубали себе каменные кельи, чтобы в полном уединении добиться бессмертия. Причем даосизм, наверное, единственная религия, которая не использует понятия Рая и Ада. Рай – это и есть бессмертная жизнь, дарованная великим Абсолютом, проведенная в размышлениях и созерцании чудес мироздания.

Мужское и женское начало в даосизме

В наши дни практически всем известно о женском и мужском начале в китайской философии – Инь и Ян. Еще в четвертом веке до нашей эры даосские монахи сумели изобразить круг, состоящих из двух начал: темного — женского и светлого — мужского.

Монахи считали, что эти два понятия нераздельны и не могут существовать друг без друга, так и жизнь каждого человека не может быть ни только светлой, ни только темной. Для женского начала характерно спокойствие и равновесие, а для мужского - активность, мощь и активный образ жизни.

Монахи считали, что эти два начала полностью дополняют друг друга, а если в человеке преобладает какое-либо одно, то жизнь его не может считаться правильной и он не сможет достичь Дао.

Обряды в даосизме

В отличие от всех других религий, даосизм не имел пышных и торжественных ритуалов, даосы проповедовали обращение к живой природе и принцип созерцательности. На обрядах не могли присутствовать непосвящённые. По этой причине и не существует даосских храмов. Единственными религиозными постройками даосов были только монастыри.

В настоящее время в Китае довольно много последователей данного учения, постоянно открываются новые монастыри и порой монахи демонстрируют свои достижения в овладении боевыми искусствами перед зрителями.

Даосизм
Философия даосизма

Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. Старший современник Конфуция, о котором - в отличие от Конфуция - в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера, Лао-цзы считается современными исследователями фигурой легендарной. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком - откуда и имя его, "Старый ребенок", хотя тот же знак цзы означал одновременно и понятие "философ", так что имя его можно переводить как "Старый философ") и о его уходе из Китая. Идя на запад, Лао-цзы любезно согласился оставить смотрителю пограничной заставы свое сочинение Дао-дэ цзин.

В трактате Дао-дэ цзин (IV-III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже.великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию - через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.

Трудно отделаться от впечатления, что концепция Дао во многом, вплоть до второстепенных деталей, напоминает многократно зафиксированную в упанишадах индо-арийскую концепцию великого Брахмана, безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью древнеиндийских философов, брахманов, отшельников и аскетов. Если прибавить к этому, что и высшей целью древнекитайских даосов-философов было уйти от страстей и суетности жизни к первобытности прошлого, к простоте и естественности, что именно среди даосов были первые в древнем Китае отшельники-аскеты, о чьем подвижничестве с уважением отзывался и сам Конфуций, то сходство покажется еще более очевидным и загадочным. Чем объяснить его? На этот вопрос ответить нелегко. О прямом заимствовании говорить трудно, ибо, для этого нет документальных оснований, кроме разве что легерды о путешествии Лао-цзы на запад. Но и эта легенда не объясняет, а лишь запутывает проблему:

Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за полтысячелетия до его рождения. Можно лишь предположить, что сам факт путешествий показывает, что и в то отдаленное время они не были невозможными и что, следовательно, не только из Китая на запад, но и с запада (в том числе и из Индии) в Китай могли перемещаться люди и их идеи.

В своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае, однако, мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, заставляя ее уходить в сторону, забиваться в углы, где она только и могла сохраняться. Так случилось, и с даосизмом. Хотя в даосском трактате "Чжуан-цзы" (IV-III вв. до н. э.) и говорилось о том, что жизнь и смерть - понятия относительные, акцент явно был сделан на жизнь, на том, как ее следует организовать. Мистические же уклоны в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет) и даже бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный.

Васильев Леонид Сергеевич. История Религий Востока. 1983 г.
(с) Издательство "Высшая школа" 1983

Статьи по теме: