Характеристика героев басни стрекоза и муравей. Мораль басни «Стрекоза и муравей

Каждый ребенок знает басни Крылова, эти произведения давно разобрали на крылатые выражения, что является лучшим подтверждением таланта писателя. Его тонкие шутки, которые беззлобно указывают на недостатки людей, делают каждое произведение ценным сокровищем. Так, автор на примере стрекозы показывает, к чему приводит лень и беззаботность. А трудолюбивых муравьев Крылов ставит в пример другим. В чем состоит мораль басни «Стрекоза и муравей».

В басне два главных героя::

  • Муравей – маленький, но упорный, постоянно трудится, запасает пропитание на зиму, почти не отдыхая. Использует теплые дни, чтобы подготовится к холодам, крайне дальновидный;
  • Стрекоза – плясунья, наслаждается каждым теплым днем, танцует и веселится, совершенно при этом не думая о грядущей зиме. Живет только одним днем и не задумывается о будущем.

Но рано или поздно теплая пора кончается и приходит зима, везде лежит снег, кушать нечего. Муравей беззаботно пережидает холода в теплом домике, кушая то, что запасал летом, а попрыгунья бродит среди сугробов, не находя пропитания. И вот она просит у своего кума помощи, чтобы тот впустил ее погреться и накормил, но получает отказ, ведь она не работала и не заслужила помощи. Муравей отвечает гостье крылатой ныне фразой «Так пойди же, попляши!»

Анализ басни

Некоторые произведения писателя заимствованы у других литераторов, а басня Крылова «Стрекоза и муравей» своим сюжетом повторяет подобное произведение Лафонтена.

Крылов перевел текст и несколько видоизменил его, в частности, подробно описал характер действующих лиц.

Кроме того, были некоторые изменения и в самой структуре, поскольку Иван Андреевич к басне Стрекоза и муравей решил приблизить российские реалии.

Особенности басни:

  1. Стрекоза предстает перед читателем резвой, с живым темпераментом и веселым нравом. Крылов подобрал уникальное слово для ее описания — попрыгунья, характеризуя ее как легкомысленную особу.
  2. Муравей напротив, отличается степенностью и рассудительностью, постоянно трудиться, четко понимая, что труд сегодня позволит ему отдыхать в будущем.
  3. Русское лето крайне непродолжительное, поэтому прекрасное (Лафонтен не упоминает о продолжительности лета). Насекомые не успели опомниться, как теплая пора прошла. При этом зима в России крайне быстро наступает и отличается суровостью, автор отлично это показывает: «Помертвело чисто поле» и попрыгунья уже совсем без сил: «К Муравью ползет она».
  4. Называя соседей кумовьями Крылов обращается к старинным русским традициям патриархата, согласно которым народ является единым родом и всячески помогает друг другу.
  5. Плясунья не раскаивается и не обещает измениться, а лишь просит помощи, чтобы дотянуть до весны, а потом снова собирается продолжить скакать.

Крылов показывает читателю: рано или поздно приходит тот момент, когда необходимо платить за свое безделье. Надо уметь не только веселиться без особых усилий, но и упорно трудиться, чтобы обеспечить себе будущее.

Автор также показывает, что всегда будет тот, кто пожелает воспользоваться чужими трудами, нажиться на работе других, при этом ничего не делая самостоятельно. Басня Крылова показывает читателю два типа людей: бездельников и трудолюбивых.

Это интересно! Крылов рисует перед читателем типичного русского лентяя, который все лето развлекался, а после решил переждать плохие времена у более рассудительного и запасливого соседа. Ивану Андреевичу удалось достаточно точно отобразить характерные приметы и черты, присущие русскому народу.

Он показал семейный взгляд на жизнь, любовь к природе и обычаи.При этом тема, которую писатель поднимает крайне важная. Автор укоряет русских людей за лень и праздность, чрезмерную беззаботность, которая перетекает в безалаберность, вынося приговор: «Это дело! Так поди же попляши».

Основная мысль басни

В ходе анализа произведения определяется его главная мысль. Мораль басни Стрекоза и муравей раскрывается в самом конце, в момент кульминации сюжета, когда Муравей отказывает Стрекозе в помощи.

Кому-то может показаться, что Крылов призывает читателей быть жестокими и отвечать отказом на просьбы о помощи, ведь плясунья скорее всего замёрзнет среди сугробов без пропитания. Разве надо быть жестоким как трудолюбивая мурашка?

Но басня не про это, благодаря крайне удачным выражениям автор показывает, что Стрекоза совсем не раскаивается в своей праздной жизни, она не просит у Муравья научить ее жить в труде, она лишь хочет пожить пару месяцев у него, пользуясь благами и продуктами, которые он за лето скопил.

Подробно разобрав текст, можно понять, чему учит басня:

  1. Следует думать о своем будущем заранее и проводить каждый день с пользой, не тратя время зря;
  2. Лентяи никогда ничего не имеют, а те, кто трудится, живут хорошо и встречают тяжелые времена подготовленными.

Важно! Именно в них заключена основная мысль басни, отражена суть всей истории и скрытый смысл. Автор говорит о необходимости трудится и не жалеть тех, кто не признает своих ошибок, не пытается преодолеть собственную лень.

Полезное видео

Подведем итоги

Иван Крылов был выдающимся баснописцем, его произведения не просто полны тонкого юмора и ярких образов, они несут глубокую мудрость, преподнося важные жизненные уроки в простой и ненавязчивой форме. Произведение получило положительные отзывы от современников писателя. Басня заставляет каждого читателя задуматься, кто из героев ему ближе. Краткое содержание и анализ басни помогут найти ответы на вопросы к уроку.

Вконтакте

Тема урока: Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Класс: 4 класс

Тип урока:

· урок, обучающий читательской деятельности,

· проблемно-диалогический.

Задачи урока:

Обучающие:

Продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

Обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

Продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.

Воспитательные:

Содействовать формированию интереса к искусству слова;

Содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;

Содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

Развивающие:

Развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

Развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

Развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения в 4 классе ГБОУ СОШ № 259 И.А.Крылов Басня «Стрекоза и Муравей »

Из каких басен иллюстрации

Из каких басен иллюстрации «Лебедь, рак и щука» «Петух и бобовое зернышко» «Лисица и виноград» «Волк и ягненок» «Ворона и лисица»

1769-1844 Иван Андреевич Крылов

« Люблю, где случай есть пороки пощипать » И.А. Крылов

Басня Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.

Без работы хоть убей, Жить не может муравей. Над лугом, где пасутся козы, На крыльях прозрачных порхают стрекозы. Речевая разминка

Мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей » ВОПРОС УРОКА:

1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана? 2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне? 3.Кто является главными героями в басне? 4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор. 5.Что осуждается в басне? 6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам? 7.Что должен понять из этой басни читатель? 8.Какое выражение басни стало крылатым? Памятка к работе над басней

Как группа распределила работу между собой? Внимательны или отвлекаются участники группы? Все ли выполнили каждое задание? Сколько заданий выполнили за урок? Верно ли выполнили задания? Как организовано взаимодействие в группе? Как оформлены результаты работы? хорошо есть недочёты плохо Работа будет оцениваться по следующим критериям

Работай дружно. Спокойно высказывай своё мнение. Уважай мнение другого. Терпеливо выслушивай мысли других. Вместе находи правильное решение. Капитан определяет выступающего. Как работать в группах

Голову вскружило. В поле стоит мёртвая тишина Зима катит в глаза. Забыла обо всем. В мягких муравах у нас. Не хочется думать. Оглянуться не успела. Неожиданно наступила зима. В ум пойдет. Быстро прошло. Помертвело чисто поле. Тоскует. Злой тоской удручена. В мягкой траве у нас. Соотнеси.

« Ты всё пела? Это дело: Так пойди же, попляши!» Мораль басни

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №259

Урок литературного чтения

Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Подготовила: учитель начальных классов

Макаренкова Наталья Юрьевна

Г. Санкт-Петербург,2012

Тема урока: Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Класс: 4 класс

Тип урока:

  1. урок, обучающий читательской деятельности,
  2. проблемно-диалогический.

Задачи урока:

Обучающие:

Продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

Обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

Продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.

Воспитательные:

Содействовать формированию интереса к искусству слова;

Содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;

Содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

Развивающие:

Развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

Развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

Развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

Материалы и оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, памятки для учащихся по работе с произведениями разных жанров, презентационные листы ответов для учащихся, жетоны для оценивания работы групп, пазлы с иллюстрацией басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».

Используемые методы и технологические приемы: Информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический, метод обучения в группе, «Дерево предсказаний».

Ход урока

1.Этап актуализации знаний-10 минут

2.Речевая разминка-4 минуты

3.Этап создания проблемной ситуации и формулирование проблемы-9 минут

4.Этап открытия нового знания-10 минут

5. Этап применение нового знания-10 минут

6. Этап подведения итогов урока-2 минуты

  1. Этап актуализации знаний.

А) Знакомство с темой урока.

Посмотрите иллюстрации на доске.

Чему посвящен сегодня урок? (басням)

Почему вы так думаете? (сцены из басен)

Какие это басни?

На доске появляется запись: Иван Андреевич Крылов.

Б) Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.

Рассказ учителя: « И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни - «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем».

Прочтите текст о И.А.Крылове, выданный каждому из вас и расскажите то, о чём я еще не рассказала (работа в парах).

« И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни. С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем. Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни».

О чём я не говорила в своем рассказе, а вы смогли прочитать в тексте? (о том, что такое басня)

В) повторение знаний об особенностях басен.

На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:

Краткая форма повествования,

Действующие лица – животные, но подразумеваются люди,

Высмеивает пороки людей (ирония),

Есть мораль,

Повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

Вывод с доски:

Прочитайте, что осталось в ваших определениях.

Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования,

Где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди,

Высмеиваются их пороки.

В басне обязательно есть мораль,

Которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в

Начале, либо в конце басни.

Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете на речевой разминке.

  1. Речевая разминка.

А) Речевые упражнения

(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).

Герои разминки пришли к нам сегодня в гости.

Б) Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе.

СТРЕКОЗА.

Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов полета, которыми мы мастерски владеем. Я ни в коем случае не должна забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок. Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов, переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не восторгаться нашей красотой!

МУРАВЕЙ.

Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника, открывая в нем входы-выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на солнышке – белых личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

3.Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

А)-Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)

Давайте прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино И.Масюк.

Б) Первичное восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи.

В) Формулирование проблемы.

Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)

Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?

ВОПРОС УРОКА: Какова мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».

(вывешивается на доске)

Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью? (нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями (дети находят памятки в своих справочниках):

Памятка к работе над басней

2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

3.Кто является главными героями в басне?

4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5.Что осуждается в басне?

7.Что должен понять из этой басни читатель?

8.Какое выражение басни стало крылатым?

Исследование будем проводить, работая в группах.

  1. Открытие нового знания.

1 часть работы: Деление детей на 5 групп (распределение по группам с помощью игры «Найди пару») и повторение правил групповой работы.

Работа будет оцениваться по следующим критериям:

  1. Как группа распределила работу между собой?
  2. Внимательны или отвлекаются участники группы?
  3. Сколько заданий выполнили за урок?
  4. Как организовано взаимодействие в группе?
  5. Качество презентации итогов работы?

Оцениваться работа будет по каждому критерию на:

  1. хорошо (красный жетон)
  2. есть недочёты (желтый жетон)
  3. плохо (синий жетон)

чтобы получить оценку «5» надо заработать 5 красных жетонов, «4» - 4 красных жетона, «3» - 3 красных жетона.

Вспомним правила работы в группе:

  1. Работай дружно.
  2. Спокойно высказывай своё мнение.
  3. Уважай мнение другого.
  4. Терпеливо выслушивай мысли других.
  5. Вместе находи правильное решение.
  6. Капитан определяет выступающего.

2 часть работы: самостоятельная работа в группах.

По пунктам плана памятки по работе с басней.

3 часть работы: оформление презентационного листа.

Группа получает лист для записи ответов на вопросы.

  1. Применение нового знания.

Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. За каждый правильный ответ на вопрос учителя команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением заключительной сцены басни. Команда может ответить на 4 вопроса учителя и собрать 4 пазла. Отвечать команды будут по-очереди.

А) Беседа – анализ текста

В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы. (Объяснение принципа рифмования строк и почему выбран «хорей»)

Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (флипчарт на доске):

Как вы понимаете эти высказывания? (после каждого правильно установленного соотношения учитель проводит работу в соответствии с представленной ниже таблицей)

Выражение И.А.Крылова

Объяснение значения

Вопросы учителя по объяснению значений выражений

Зима катит в глаза.

Неожиданно наступила зима.

Как она катит? (Надвигается неожиданно)

В мягких муравах у нас.

В мягкой траве у нас.

– Какое из этих выражений вам больше нравится и почему?

Голову вскружило.

Забыла обо всем.

Почему?

Оглянуться не успела.

Быстро прошло.

Можно ли назвать это высказывание эпитетом?

В ум пойдет.

Не хочется думать.

Какое выражение больше подходит к тексту?

Помертвело чисто поле.

В поле стоит мёртвая тишина.

Что значит?

Почему тишина?

Злой тоской удручена.

Тоскует.

Почему у Стрекозы тоска, да ещё злая?

Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте. (Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)

Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте. (Трудолюбивый. Мудрый.)

Настали ли нужда и голод для Муравья?

Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

Почему он отказал Стрекозе в помощи?

Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

Можно ли его назвать жадным?

Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).

Как вы относитесь к Стрекозе?

А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

Почему же Крылов именно таким показал Муравья?

Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.

Как вы их понимаете?

Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.

Из пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором? (заключительный) Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию и запишите название в ваш лист (работа в группах).

  1. Итог урока.

А) Вывод по проблеме:

  1. Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
  2. Какие же пороки "пощипал" Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
  3. Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
  4. Нужно ли изучать басни?
  5. Чему они учат?

Б) Оценивание работы на уроке.

В) Домашнее задание.

  1. Выразительное чтение басни по ролям.
  2. Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить.

Здравствуйте! На днях редакции «Я и Мир» попалось на глаза удивительное сочинение о всем известной басне И. А. Крылова “Стрекоза и муравей”. Крылов более всего известен, как русский публицист, поэт, баснописец и издатель сатирико-просветительских журналов.

Басня «Стрекоза и муравей» имеет следующую мораль: всегда наступает тот самый момент, когда за свое безделье придется расплачиваться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться.

Обычно человек, который прочитал это произведение всегда был согласен с этим мнением. В школе, наши учителя учили нас именно этому — учитесь, трудитесь, а развлекаться будете после.

Однако, ребенок, написавший это сочинение, увидел в басне совершенно другую мораль и выразил ее в своей школьной работе.

А вот и сама басня, если вдруг уже забыли текст:

Басня «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

А, так ты…

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

То самое сочинение школьника:

Родители этого молодого человека выложили фотографию сочинения в интернете. Они даже не подозревали какой интерес будет вокруг этого школьного творения.

Не привычное для всех, мнение этого ребенка нельзя назвать не правильным. И оно имеет право на существование.

Людям просто необходимо видеть то прекрасное, что нас окружает, а не только трудиться не покладая сил.

А стрекозы наверное для этого и существуют, чтобы добавлять яркие краски в будни нашей жизни.

Не возможно остаться равнодушным к выводу этого вольнодумающего ученика!

Он отобразил совсем другую сторону морали этой знаменитой басни.

Удивляйтесь вместе с !

Басня — это короткое произведение, иногда — в прозе, чаще — в стихах. Басня в иносказательной форме высмеивает недостатки людей и их поступки. Героями басен обычно являются животные, насекомые, растения или неодушевлённые предметы, в образах которых воплощаются определённые качества людей. Басня «Стрекоза и Муравей» осуждает лень и легкомыслие. Трудолюбие, напротив, заслуживает уважения
и достойной награды.
О героях
СТРЕКОЗА — легкомысленная, беспечная и ленивая. Она целыми днями поёт, веселится и не заботится о будущем. Слабая и глупая Стрекоза осталась зимой без пищи и крова, но она сама в этом виновата. Того, кто не хочет трудиться, ждёт беда.
МУРАВЕЙ — трудолюбивый, старательный, работящий, ответственный. Каждый его день наполнен трудом и заботами. Он знает, что надо думать о завтрашнем дне, а не проводить время в праздности и безделье. Муравей является воплощением усердия и трудолюбия.

Иван Андреевич Крылов считал часть своих басен заимствованными. Сюжеты этих басен он брал у древних баснописцев. Но поэт-критик Жуковский называл переводные басни Крылова тоже оригинальными.

Для того, чтобы понять, на какой высоте стоит Крылов в сравнении со всеми предшественниками, достаточно сделать сравнение любой заимствованной басни с оригиналом и подражаниями. Например, и Хемницер, и Крылов оба подражали Лафонтену в басне «Стрекоза и Муравей»

Вот как эта басня выглядит у Лафонтена: «Стрекоза, пропевши все лето, осталась без запаса, когда настала зима. Пошла она к соседу-муравью и просит одолжить несколько зерен, чтобы прожить до весны, обещая отдать долг с процентами. Муравей не хотел давать Стрекозе в долг и спросил, что она делала все лето? День и ночь пела. Ты пела, так теперь пляши.

Хемницер сделал стихотворный перевод этой басни Лафонтена, но при этом ничего не изменил в сюжете. Его перевод достаточно прост и наивен.

Крылов же в своем варианте басни подробно описывает характер действующих лиц. Сначала он представляет читателям Стрекозу, подвижную, резвую, с живым темпераментом и веселым характером. Характеризуя Стрекозу, он не сказал просто «прыгающая», а употребил слово «попрыгунья», нашел в русском языке такое слово, которое не на всякий язык перевести можно. И притом употребил его для того, чтобы придать Стрекозе качество нравственное, обозначить не лучшую черту ее характера – легкомыслие.

В России, в отличие от теплых стран, лето короткое, и Крылов два раза обозначил эту особенность русского климата: во-первых, от этой непродолжительности, оно нам милее и оттого в народе называют лето прекрасным: «Лето красное пропела». Во-вторых, Стрекоза не успела даже оглянуться, как лето пролетело, и настала зима.

У Лафонтена нет упоминания о скоротечности лета и это вполне понятно – лето в Европе гораздо продолжительнее, чем в России. Крылов еще более подчеркивает прелесть нашего лета, когда рисует картину зимних полей: «Помертвело чисто поле». Зима у Крылова не приходит, как в басне Лафонтена и переводе Хемницера, у Крылова зима приезжает на санях, причем по-русски, быстро: «Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза». У Лафонтена Стрекоза не меняет своего поведения с наступлением зимы. А у Крылова она уже не в силах ни летать, ни прыгать: «К Муравью ползет она».

Всего двумя словам, «попрыгунья» и «ползет» гениальный баснописец обозначил начало и конец целой драмы в жизни насекомого.

Обращение Стрекозы к Муравью «Не оставь меня, кум милый!» отражает старинный патриархальный обычай, по которому русский человек обращается к своим соседям с употреблением родственных названий, тем самым показывая, что он смотрит на свой народ, как на единую семью. Стрекоза у Крылова надеется пережить зиму за счет Муравья в его жилище.

У Лафонтена ни о какой безвозмездной помощи и речи не идет, Стрекоза в его басне лишь просит взаймы, обещая вернуть и капитал и проценты. Такая модель поведения более характерна для жителей Европы.

Нельзя не заметить, что Крылов гораздо глубже вошел в натуру насекомого и психологически верно изобразил врожденное легкомыслие Стрекозы. Она не раскаивается, не обещает изменить образ жизни и трудиться, а всего лишь «…Злой тоской удручена». Стрекоза все еще находится под обаянием летних развлечений, не может оторваться от них:

«До того-ль голубчик было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило!»

А в словах «И до вешних только дней Прокорми и обогрей» слышна затаенная мечта неисправимой Стрекозы о том, что как только придут радостные весенние дни, она у Муравья и лишнего дня не останется, а упорхнет на луга и на цветы.

В своем варианте басни «Стрекоза и Муравей» Крылов обнаружил совершенно свободное творчество. Его произведение коренным образом отличается от басни Лафонтена и перевода Хемницера. В басне Лафонтена Стрекоза не обращается по-родственному к муравью. И помощь она просит с обещанием вернуть долг с процентами. Такая ситуация более характерна для западного менталитета. При этом Стрекоза у Лафонтена полна раскаяния и обещает исправиться. А у Крылова природная легкомысленность стрекозы показана более достоверно, с подчеркиванием неисправимости попрыгуньи. И ни о каком займе с процентами попрыгунья из басни Крылова даже не помышляет. Она рассчитывает на бескорыстную помощь муравья.

В варианте басни Крылова даны характерные приметы нашей страны и черты, присущие русскому народу, с семейным взглядом на жизнь, с любовью к природе и с патриархальными обычаями. Действующие герои басни у Крылова в отличие от Лафонтена отличаются живым характером. Все это дает основание называть басню И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» оригинальной.

Иван Андреевич в своем варианте басни «Стрекоза и Муравей» устами Муравья укоряет людей за лень, беззаботность, праздность, легкомыслие. Люди с такими пороками часто забывают о будущем, не трудятся, ничем не обеспечивают себя на черный день и поэтому часто попадают в беду. Трудолюбивый Муравей, который на сложное время, то есть на зиму, успел устроить себе запасы, услыхав речь легкомысленной Стрекозы, которая все лето только пела, а теперь голодает, выносит ей суровый приговор: «Ты все пела? Это дело! Так поди же попляши».

Статьи по теме: