«Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля! Взявшие меч, мечом погибнут От меча и погибнет

Александр Невский, который ничего подобного не говорил

Ни чьи. Из известных исторических деятелей слова «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» не произносил никто.
Фразу, ставшую крылатой, придумал советский литератор П. А. Павленко (11 июля 1899 — 16 июля 1951). 1 декабря 1938 года на киноэкраны Советского Союза вышел фильм «Александр Невский», сценарий к которому написал Павленко. В нем главным героем и произносится этот текст Однако в исторических летописях нет упоминания подобной речи Невского. Известной стала она благодаря СМИ. Так сказать, «волшебная сила искусства»

Впрочем, у слов «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» всё-таки имеется первоисточник. Это Евангелие от Матфея

47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
48 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви́! И поцеловал Его.
50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, ; (глава 26)

Интересно, что другой апостол — Марк, описывая сцену ареста Учителя, про меч и гибель от него ничего не говорит

43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.
45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его.
47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня (Евангелие от Марка: 14)

А апостол Лука так рассказывает эту историю

47 Когда Он ещё говорил это, появился народ, а впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?
49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идёт дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?
53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. (Евангелие от Луки, глава 22)

И здесь ни слова про «взявшие меч, мечом погибнут».
Несколько иная трактовка события у евангелиста Иоанна

3 Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.
4 Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?
5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.
6 И когда сказал им: «это Я», – они отступили назад и пали на землю.
7 Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея.
8 Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, –
9 да сбудется слово, реченное Им: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого».
10 Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
11 Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
12 Тогда воины, и тысяченачальник, и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, (Евангелие от Иоанна, глава 18)

Тут больше конкретики. Оказывается мечом размахивал Пётр, а потерявшего ухо звали Малх, но снова о предостережении «взявшие меч, мечом погибнут» ничего. Вобщем, тёмное дело

Применение евангелического текста в литературе

«хорошо ты говоришь об угнатом скоте, но жалко, что о забытом Христе плохо знаешь: меч изощряешь, мечом погубляешь и сам от меча можешь погибнуть » (Н. С. Лесков «Легенда о совестном Даниле»)
«Неужели можно упражняться мечом, когда Господь сказал, что каждый, взявшийся за меч, от меча погибнет ?» (Л. Н. Толстой «Царство Божие внутри вас»)
«Вложи меч в ножны. Поднявший меч, от меча и погибнет… » И он, князь ― убийца Костогорова, должен стать самоубийцей» (Н. Э. Гейнце «Князь Тавриды»)
«Первый собрал племена и народы земные под властью Меча. Но взявший меч от меча погибнет . И Рим погиб» (Д. С. Мережковский «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи»)
«Пусть гибнет сей еретик по закону, сказано бо есть: подъявший меч, от меча да погибнет! » (М. Н. Загоскин «Брынский лес»)

Разгром Хазарии

На смену аварам пришли хазары. Они создали свое государство - Хазарский каганат, в который вошли Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Восточный Крым и Донские степи. Одно время некоторые восточнославянские племена платили хазарам дань. Сохранилось народное предание о том, как жившие на холмах у Днепра славяне в качестве дани послали хазарам по мечу от дома. Хазары решили, что эта дань - грозный признак, так как они добиваются дани, воюя саблями, заостренными с одной стороны, а с Днепра пришло обоюдоострое оружие - мечи. И действительно, уже во времена Олега и Игоря русские дружины вели борьбу с хазарами и совершали походы на Каспийское, Черное и Азовское моря, а позже русские воины нанесли сокрушительный удар хищной Хазарии.

В 965 году русские дружины под предводительством князя Святослава разгромили войска хазарского кагана в степях и овладели их городом Саркел, названным русскими Белая Вежа. Другая часть русских дружин предприняла поход на ладьях, вторглась в глубь Хазарии, взяла несколько городов, в том числе хазарскую столицу Итиль на Волге. Хазарский каганат перестал существовать. Все русские племена избавились от хазарской дани.

Русское войско того времени было весьма маневренным и выносливым. Оно не знало ни обозов, ни возов, ни котлов и передвигалось очень быстро. Святослав не скрывал своих намерений и, отправляясь в поход на врагов, обычно предупреждал их: "Хочу на вас идти". И когда мы говорим о мужестве и храбрости русских, вспоминаем слова Святослава: "Иду на вы", "Ляжем костьми, но не посрамим земли Русской, мертвые не знают позора".

Русь на богатырской заставе. Разгром печенегов

В конце IX века в степях между доном и Днепром появились печенеги. Печенеги были многочисленны, воинственны, коварны, алчны, жестоки. Но теперь им противостояли не отдельные славянские племена, как во времена гуннов, авар, хазар, а обширное и могущественное древнерусское государство, столица которого - Киев - находилась в двух-трех днях пути от кочевий степняков.

Впервые печенеги подошли к русским землям в 915 году. Через пять лет произошло первое военное столкновение русских с печенегами. Летопись очень скупо говорит об этом событии, однако оно сыграло большую роль в истории Руси. Выйдя из своей Приуральской лесостепи и пройдя через всю Хазарию, разгромив венгров (угров), печенеги встретили со стороны Руси мощный отпор.

Русь оградила себя от кочевников стеной крепостей-поселений. Печенеги могли совершать набеги на Русь, грабить, уводить в плен, но завоевать русские земли, отбросить русских на север им, как показали первые же столкновения, оказалось не под силу.

С печенегами - этим коварным и страшным врагом - Русь воевала не на жизнь, а на смерть.

В 968 году, пользуясь тем, что Святослав с большинством воинов находился на Дунае, печенеги напали на Киев и окружили его. Киевляне страдали от голода и жажды. Стали искать добровольца, который бы осмелился проникнуть через печенежский стан и перебраться за Днепр, где находились русские войска. За это рискованное дело взялся один юноша. Он вышел из города с уздечкой в руках и, пользуясь знанием печенежского языка, обращался к встречным, спрашивая, не видели ли они его коня. Так он прошел через лагерь печенегов, подошел к Днепру, бросился с берега и поплыл. Печенеги осыпали его стрелами, но смелый юноша продолжал плыть. Русские направили навстречу ему лодку, и вскоре юноша предстал перед воеводой. Он сообщил, что если горожанам не будет оказана помощь завтра же, то Киев падет.

Наутро русские сели в ладьи и направились к Киеву. Приняв их отряд за рати Святослава, печенеги бросились врассыпную. Вскоре вернулся извещенный киевлянами Святослав и прогнал печенегов в глубь степей. Впервые печенеги испытали силу оружия русских воинов. Тяжелые русские мечи рассекали печенежских всадников, печенежские стрелы отлетали от кольчуг дружинников Святослава, об их стальные доспехи тупились печенежские сабли.

Печенегов отбросили далеко от Киева, но борьба с ними не прекращалась и позднее. В конце X века по рекам Десне, Трубежу, Остру, Суле и Стугне была возведена полоса укреплений, состоявшая из городов-крепостей, сторожевых вышек, завалов (засек) и т. п. Археологи раскопали и изучили некоторые из таких городов, в том числе расположенный у впадения Сулы в Днепр город Воинь, не случайно получивший свое символическое название. Это был действительно город-воин, "сторож" земли русской.

Отовсюду направлялись на пограничье со степью лучшие воины. На южных рубежах Руси создавалась былинная "застава богатырская". Ею, как щитом, оградила себя земля русская от хищных печенегов.

"Повесть временных лет" - древнейший летописный источник - донесла до нас немало народных преданий о борьбе с печенегами. Одно из них повествует о единоборстве русского юноши Никиты Кожемяки с печенежским богатырем, закончившемся гибелью печенега.

"Застава богатырская" на рубеже древнерусского государства со степью надолго запомнилась русскому народу. Она сделала свое дело: печенеги опасались нападать на Русь.

Но в 1036 году, собрав все свои силы, печенеги подступили к Киеву. Князь Ярослав Мудрый спешно выступил из Новгорода. Придя в Киев, он стал готовиться к решающей битве. Русские дружины вышли из города и выстроились в боевой порядок. Печенеги пошли на приступ. Ожесточенная битва длилась до вечера и закончилась полным разгромом неприятеля.

Борьба Руси с половцами

Но с востока надвигалась новая страшная опасность - половцы. В 1055 г. они подошли к Переяславской земле. Однако до военного столкновения дело не дошло - был заключен мир. Мир оказался непродолжительным. В 1061 году половцы напали на Переяславскую землю, разбили русские дружины, опустошили и разгромили все селения.

Более сильные и многочисленные, чем их предшественники, половцы заняли огромную территорию от Дуная до реки Урал. Они отторгли от Руси огромные массивы чернозема, разоряли и грабили села и города.

Более полутора столетий соседства Руси и половцев заполнены непрерывной борьбой.

Новый большой поход половцы предприняли на Русь в 1068 г. Русские князья, возглавлявшие киевские, черниговские и переяславские дружины, потерпели поражение. Но трехтысячная дружина черниговского князя Святослава, сражавшаяся под Сновском, разгромила двенадцатитысячное войско половцев. Много врагов потонуло в Снови, а их предводитель попал в плен.

В 90-х годах натиск половцев на Русь усилился. Половецкие ханы совершали набеги на южную Русь, осаждали Киев и Переяславль.

Одной из причин успеха половцев являлось отсутствие единства среди русских князей, враждовавших между собой и этим самым ослаблявших Русь. Объединить силы Руси для борьбы со степняками сумел князь переяславский (с 1113 года - киевский) Владимир Мономах. Прославленный своей победой над ханом Тугорканом, Мономах собрал в 1103 году у Долобска съезд князей, на котором было решено пойти на половцев.

Вышли в поход на ладьях и на конях. За порогами Днепра, у Хортицы, конные дружины двинулись на восток. Пешие рати, высадившись с ладей на берег, двинулись вслед за ними и на четвертый день подошли к реке Сутень, где обе части русского войска соединились. Половцы выслали навстречу свою разведку, но русские окружили ее и перебили. 4 апреля произошло столкновение главных сил. У половцев, как сообщает летопись, совершивших перед этим большой поход, "не было быстроты в ногах". Не приняв боя, они обратились в бегство, но русские преследовали их по пятам. Немало половцев, в том числе 20 ханов, погибло. Добычей русских стало много скота, коней, верблюдов, кибиток. "И вернулась Русь из похода с полоном великим, и со славой, и с победой великой".

Поход 1103 года положил начало ответным ударам Руси по половцам. В 1106 году их разбили у Заречска, в 1107 году у Лубен. Удар здесь оказался настолько неожиданным, что половцы, не успев даже поднять знамя, обратились в бегство, многие пустились бежать, не успев даже вскочить на коней. Победоносные походы русских следовали один за другим.

В течение второй половины XII и первой трети XIII века войны с половцами не прекращались. Русские рати наносили сильные удары по их войскам. В 90-х годах XII века эти удары также следовали один за другим. После этого походы половцев на Русь прекратились. "Богатырская застава" на юге спасла Русь от кочевников. В этой тяжелой борьбе огромную роль сыграли не только княжеские дружины, но прежде всего широкие народные массы, само население южно-русских земель, жители Киева, Чернигова, Переяславля, Путивля, Рыльска, Курска и других городов и окрестных сел.

Борьба с кочевниками навсегда запомнилась русскому народу. Она нашла отражение в русском устном народном творчестве, в былинах, связанных с именами князя Владимира Красное Солнышко, богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, надежно стоявших на "богатырской заставе".

Борьба Руси с кочевниками сыграла огромную роль в истории русского народа. Она способствовала укреплению древнерусского государства, усилению его обороноспособности.

Цитата из Библии, слова Иисуса Христа. В главе 26 Евангелие от Матфея описывается, как пришли арестовывать Иисуса, преданного . Один из сторонников Иисуса решил драться за него (гл. 26, стр. 51-52):

"51. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.

52. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут ;".

В Откровение Иоанна Богослова (глава 13, стр. 10) сказано:

"Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом".

Эта фраза из Библии стала основой знаменитого выражения , приписываемого Александру Невскому.

Примеры

"История человечества наполнена доказательствами того, что физическое насилие не содействует нравственному возрождению и что греховные наклонности человека могут быть подавлены лишь любовью, что зло может быть уничтожено только добром, что не должно надеяться на силу руки, чтобы защищать себя от зла, что настоящая безопасность для людей находится в доброте, долготерпении и милосердии, что лишь кроткие наследуют землю, а поднявшие меч от меча погибнут ."

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!
Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому, герою сражения со шведами на Неве и с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена, которые после Ледового побоища (летом 1242 г.) прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира».
На самом деле Александр Невский к этим словам не имеет никакого отношения - в немногих летописных источниках, которые о нем повествуют («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») нет никаких упоминаний ни этих слов, ни других, хотя бы отдаленно на них похожих.
Автор этих слов - советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899-1951), и впервые появились они в его киносценарии «Александр Невский». Их, согласно сценарию, и произносит главный герой фильма: Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля! (см.: Павленко Н. А. Александр Невский: Киноповесть //Собр. соч. Т. 4. М.,1954). Фильм (режиссер Сергей Эйзенштейн) вы-
шел на экраны 1 декабря 1938 г., и с той поры эти слова ассоциируются с именем Александра Невского как его личная, «историческая» фраза.
Очевидно, в основе этой фразы лежит известное евангельское выражение: «Взявшие меч, мечом погибнут». Или в полном виде: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 52).
Подобное выражение было хорошо известно еще в античном мире, в доевангельские времена. Например, в Древнем Риме оно бытовало в качестве крылатого выражения: Кто воюет мечом, от меча и погибает - Qui gladioferit, gladio perit (кви гладио фэрит, гладио пэрит).
Цитируется: как назидание и предостережение на будущее поверженному или потенциальному агрессору.

  • - река в Тульской и Липецкой области РСФСР, правый приток Дона. Длина 244 км, площадь бассейна 6000 км2 Протекает на В. Среднерусской возвышенности. Питание преимущественно снеговое. Половодье в марте - апреле...

    Большая Советская энциклопедия

  • - река...
  • - шведско-норвежский военный орден, основанный в 1522 г. Густавом Вазой. Пять степеней. Знак ордена - осьмиконечный крест с короной; лента желтая, с голубыми полосками. Орден имеет доходы, употребляемые на пенсии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Из поэмы «Илиада» легендарного поэта Древней Греции Гомера. Иносказательно: 1...
  • - С латинского: Pereat mundus et fiat justicia ...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из романа «Двенадцать стульев» советских писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - угроза потенциальному спортивному противнику...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - Ме́ча Краси́вая Ме́ча – правый приток Дона; по мнению Соболевского, от *мечька "медведица" , что сомнительно...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Устар. Быть в постоянной боевой готовности. - На то и мать родила нас, чтобы меча из рук не выпускали мы, защищали бы им свою святую родину...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Взявшие меч – мечом погибнут – выражение из Евангелия...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из Библии...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. СМЕЛОСТЬ - ОТВАГА -...
  • - См. МОЛОДОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Разг. Устар. Постоянно быть в боевой готовности. Ф 1, 98...
  • - Прибайк. О случайной, нелепой гибели. СНФП, 95...

    Большой словарь русских поговорок

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 река...

    Словарь синонимов

"Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!" в книгах

КТО С ПЕРОМ К НАМ ПРИДЕТ, ОТ ПЕРА И ПОГИБНЕТ!

Из книги Тайная жизнь великих писателей автора Шнакенберг Роберт

КТО С ПЕРОМ К НАМ ПРИДЕТ, ОТ ПЕРА И ПОГИБНЕТ! Ничто так не опускает писателя с небес на землю, как письмо из издательства с отказом. Даже самым великим авторам случалось получать от ворот поворот.Когда Эмили Дикинсон наконец набралась смелости отправить свои стихи на

Человечество погибнет?

Из книги Бессмертие: странная тема русской культуры автора Фрумкин Константин Григорьевич

Человечество погибнет? Парадокс иммортализма заключается в том, что если, с одной стороны, бессмертие есть фиксация индивида, предоставление ему возможности быть сравнительно неизменным в течение неопределенно долгого времени, то, с другой стороны, достичь бессмертия

Кто с мечом к нам придет…

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Кто с мечом придет…

Из книги Валуа автора Сыпек Роберт

Кто с мечом придет… Брак Маргариты Валуа и Генриха де Бурбона должен был примирить католиков и протестантов. Но произошло иначе. Вскоре от чахотки умирает Карл IX, и на трон всходит его брат Генрих Анжуйский. Генриху постепенно удалось погасить локальные очаги

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому, герою сражения со шведами на Неве и с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена,

Глава первая. Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет

Из книги Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет автора Мавродин Владимир Васильевич

Глава первая. Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет Борьба восточных славян с кочевникамиС давних пор славяне жили на стыке леса и степи Восточной Европы. У самой кромки дремучих лесов тянулись их поселения, а дальше на юг, вплоть до берегов Черного и Азовского морей,

Кто с мечом к нам придет…

Из книги Идем на восток! Как росла Россия автора Вершинин Лев Рэмович

Кто с мечом к нам придет… А они перешли. Да иначе и быть не могло. Сразу после бегства отца Насриддин-хан (он стал популярен, поскольку налоги, которые никто не отменял, никто и не пытался взимать) объявил о необходимости восстановить ханство в его старых границах от

От меча и погибнет

Из книги Страхи (сентябрь 2008) автора Русская жизнь журнал

От меча и погибнет В дальнейшем рассказе будет три героя. И, прежде всего, речь пойдет о фельдмаршале. В официальном некрологе, опубликованном газетой «Киевская мысль», об Эйхгорне сообщалось следующее:«Генерал- фельдмаршал Эйхгорн родился 13 февраля 1848 г. в Бреслау.

И ПРИДЁТ НАРОД... И ПРИДЁТ НАРОД... Кто поможет Путину спасти страну Виктор Анпилов 19.12.2012

Из книги Газета Завтра 994 (51 2012) автора Завтра Газета

«КТО К НАМ С МЕЧОМ ПРИДЁТ - ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ…»

Из книги Газета Завтра 773 (37 2008) автора Завтра Газета

«КТО К НАМ С МЕЧОМ ПРИДЁТ - ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ…» МЕДВЕДЕВУ Д.А., ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПУТИНУ В.В., ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Уважаемый Дмитрий Анатольевич!Уважаемый Владимир Владимирович! Выражаем искреннюю поддержку решению о

25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Самарянка не осмеливается делать Христу каких-либо возражений по поводу Его учения о преимуществах народа иудейского и о новом поклонении Богу: она видит в Нем пророка.

7. В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. 8. И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, - он избежит от меча, и юноши его будут податью. 9. И от страха пробежит мимо крепости своей; и

автора Лопухин Александр

7. В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. 8. И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, - он избежит от меча, и юноши его будут податью. 9. И от страха пробежит

3. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; 4. скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. 5. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. 6. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь;

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

3. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; 4. скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. 5. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. 6. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык

11. И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

11. И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь. Надеясь на свое волшебство и чародейство, вавилоняне были убеждены, что они,

Кто к нам с мечом придёт…

Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автора Коллектив авторов

Кто к нам с мечом придёт… Молодой человек, радеющий за Учение, которому он следовал, очень переживал за несведущих людей. И всё время порывался нести простому люду свет истины, дабы открыть для них веру и взаимопонимание, любовь и доброту.Мудрый мастер не стал сдерживать

В последние восемьдесят лет образ Святого Великого князя Александра Невского формировался в нашей стране в основном под влиянием кинофильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» 1938 года.

Обращенный ко всем народам, нравственный посыл этого фильма, выраженный в заключительных словах Св. Князя Александра и сегодня, особенно в преддверии Дня Защитника Отечества, не менее актуален: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть без страха жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля»!

Предупреждения не услышали. И сегодня не слышат. Не внимают словам Христа: «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52). «Взявший меч» - это агрессор, посягающий на народную веру, на чужое добро и хозяйство.

Россию сейчас считают агрессором почти во всем мире, хотя на самом деле агрессором является Запад, отрезавший в подчинение себе за последние десятилетия огромную долю исконных русских земель.

А с Востока Япония по поводу Курил вновь активизировалась.

В 2008 году по результатам масштабного всероссийского опроса имя Святого князя Александра Невского набрало большинство голосов в телепроекте «Имя России».

И немудрено, ибо в нем видится не только победитель шведов в Невской битве или «западных цивилизаторов» на льду Чудского озера, но и великий государственный деятель, и святой воин - заступник нашей Православной церкви.

Таким образом, десять лет назад Россия выбрала своего покровителя - определила свой вектор, свое направление духовного пути.

Особо почитается Св. Великий князь в Санкт-Петербурге. У раки с его мощами в Александро-Невской Лавре всегда можно увидеть молящихся паломников.

Поделюсь секретом, что наиболее опытные и мудрые просители из числа мирян и священников не заходят в Епархиальное управление, пока не помолятся перед мощами Святого князя Александра и не приложатся к ним.

Однажды по пути в Епархию вместе со своим собратом - более мудрым священником я зазевался, заговорился и хотел пройти мимо, но был вовремя остановлен его мягким и ироничным окриком - мол, куда ты лезешь «без мощей»?

Мы пошли - помолились в Соборе у раки и «с мощами» дела наши разрешились благополучно.

Что мы еще знаем о Св. князе Александре?

Наша русская историческая наука утверждает, что Св. князю Александру Невскому досталась исключительная роль в весьма сложный период русской истории, когда в XIII веке Русь подверглась ударам католического Запада и татарской Орды.

Знаменитый ученый востоковед и евразиец Лев Гумилев считал Св. Александра Невского архитектором альянса, сумевшего выстроить отношения с Ордой, что поспособствовало не только пусть и временному мирному существованию «язЫков», но и синтезу их культур.

Святой князь Александр Невский за всю жизнь не проиграл ни одной битвы. Проявляя талант полководца и дипломата, он сумел заключить мир с наиболее сильным, но веротерпимым врагом Руси с Востока - Золотой Ордой.

А с другой стороны отразить нападение с Запада, защитив православие от католической экспансии.

Сейчас у наших дипломатов весьма горячее время. Со всех сторон на Россию ополчились наши «зарубежные партнеры» - наши лютые «друзья». Недавно прошедшая очередная Мюнхенская конференция по безопасности, как и предыдущие, по-прежнему использовалась для предъявления России все новых претензий. А в истеблишменте большинства стран стабильным правилом политкорректности стало говорить о России «либо плохо, либо ничего».

На втором курсе историю России нам преподавал известный и авторитетный петербургский историк и педагог Юрий Алексеевич Соколов. Он и поведал о том, как совсем, казалось бы, незначительный эпизод, при котором были проявлены лучшие нравственные качества воина-правителя, впоследствии вырос в значимую дипломатическую победу.

Если у кого-то возникнут сомнения в достоверности этого события, то у меня где-то аудиозапись сохранилась. Могу прокрутить. А пересказывать буду по конспекту десятилетней давности. Ну, разве что каких-то исторических деталей из общеизвестных источников от себя добавлю.

В 1241 году в Орде умер Великий Каган Угэдей. На его место претендовали два человека - хан Гуюк и хан Батый.

Батый - он же Бату-хан был сыном правителя Джучи и внуком Чингисхана. После смерти отца в 1227 году он стал правителем улуса Джучи - Золотой Орды. Но Хан Гуюк, как сын Угэдея имел бОльшие права на принятие верховной власти. Вообще-то Угэдей завещал избрать преемником любимого внука Ширамуна, но его вдова Доргене начала борьбу за избрание своего сына Гуюка, несмотря на противодействие со стороны Бату-хана, не желавшего видеть Великим правителем своего заклятого врага.

Батый только что вернулся из военного похода по Европе, длившегося четыре года, и совершенно не был готов к борьбе за власть. У него насчитывалось всего лишь четыре тысячи воинов против ста тысяч воинов Гуюка. По сути, хан Батый с затаенным сердцем ждал, будет ли воевать против него хан Гуюк. И настроение у него, конечно, было отнюдь не победоносное. Ему нужно было просто уцелеть и выжить в этой ситуации.

Св. князь Александр через некоторое время после битвы на Чудском озере, понимая, что сил на отражение еще одного нашествия ливонского ордена у него нет, поехал в Орду искать союза с ханом Батыем в надежде на его военную помощь. Таким образом, два великих полководца встретились и поделились друг с другом своими бедами, планами и проблемами.

В сущности оба правителя оказались в одинаковом положении. Ибо Русь не смогла бы выстоять в ближайшие год-два, если бы вдруг состоялось очередное нашествие рыцарей из Западной Европы.

Батыя больше волновали события, происходившие в Орде, а вовсе не на Севере Руси. Он ожидал, что хан Гуюк применит против него силу, а защищаться и отражать ее было нечем и некем. И дело было уже не в борьбе за власть, а в обеспечении собственной безопасности и сохранении жизни.

Вот тогда Св. князь Александр и предложил Бату-хану пятьсот своих дружинников для личной защиты. Конечно же, такое малое количество, пусть и закаленных в сражениях воинов, на исход противостояния с Гуюком не повлияли бы. Но самопожертвование Великого князя и сам этот искренний жест были настолько сильными и своевременными, что растопили сердце даже такого жесткого полководца, каким был Батый. Князь Александр оказался единственным в этот момент, кто сказал ему: «Я пришел тебе помочь и готов умереть вместе с тобою».

Забегая вперед можно сказать, что спустя некоторое время вопрос о власти в Орде, в конце концов, разрешился. На курултае ранней осенью 1246 года хан Гуюк был провозглашён Великим Каганом. Он, правда, правил всего два года и умер, как раз во время сборов для похода против Бату-хана, который и занял после его смерти место властителя, уже вполне законно.

Но тогда при встрече, когда Князю Александру также очень была нужна помощь и поддержка, хан Батый в ответ сделал еще более сильный и дружеский жест. Он выдал князю Александру «Пайдзе» - небольшую золотую дощечку, в которой было указано, что князь Александр является личным другом и вассалом Великого Кагана.

Таких золотых дощечек у Батыя было совсем немного - несколько штук и он имел право в исключительных случаях выдавать их разным лицам, как символ делегирования власти и наделения носителей особыми полномочиями.

И вот с этим даром Св. князь Александр возвратился на Родину, где к нему пришли папские легаты. Они поставили ультиматум: либо князь разрешает деятельность ордена на подконтрольных ему территориях, либо пусть ожидает новый крестовый поход со стороны Ордена, который отражать, в сущности, нечем. Римские послы действовали наверняка, применяя, присущий латинскому коварству, шантаж.

В то время русские князья погрязли в междоусобицах, потеряв при этом убитыми до ста тысяч воинов. Кроме того, зрело предательство в Великом Новгороде, где на Вече открыто говорили о том, что надо мириться с Европой и отдать ей какие-нибудь территории.

Но если бы князь Александр уступил папским послам, то из Западной Европы на Северную Русь хлынул поток колонизаторов и очень затруднительно прогнозировать, как бы тогда сложилась история нашего государства и состоялся ли вообще русский этнос? Скорее всего, разрозненные народы русской земли постигла бы участь американских индейцев.

Папские легаты хорошо понимали безвыходность ситуации, в которой оказался князь Александр, и предполагаю, что они уже с вожделением «потирали руки» в предвкушении победы над несокрушимым князем. Тогда в ответ на эти притязания - на их ультиматум - Великий Князь Александр предъявил им золотую «Пайдзе». Так это небрежно - «бэмс» и выложил ее на стол. Дескать «я может и не против ваших пожеланий, но есть у меня вот такой друг и властитель. И я совсем не знаю, как он на это посмотрит»?

По предъявлении этого символа власти атмосфера встречи изменилась совершенно в неприличную для латинян сторону, ибо упоминание о монголах в Европе вызывало чувство глубокого обморока.

Еще свежи были у всех воспоминания о том, что в битве при польском городе Легнице 9 апреля 1241 года монголы за полтора часа перемололи весь цвет крестоносцев вместе с поляками во главе с герцогом Генрихом II Благочестивым, голову которого поднесли на копье к воротам города. А венгерский король Бела IV был наголову разбит Батыем в битве на реке Шайо 11 апреля 1241 года.

Согласно историческим источникам, за три дня с 9 по 11 апреля 1241 года монголы уничтожили три европейские армии общей численностью до 150 000 человек. Ордынское войско прокатилось тогда еще и по Венгрии, Хорватии, Далмации, Боснии, Сербии и Болгарии.

Поэтому ужас от упоминания о монголах у европейцев был отнюдь нешуточный. Получилось, что папские послы предложили мир или войну не какому-то одинокому и беззащитному Великому Князю новгородскому, а всей Золотой Орде во главе с Великим Каганом, армия которого состояла из сотен тысяч воинов, а территории начинались где-то за Китаем.

Как говорится: «Хотелось бы посмотреть на лица папских легатов в этот момент». Полагаю, что они стали очень похожи на лица трамвайных абреков из фильма «Брат», которые с бормотанием «Не убивай, брат, деньги возьми, все возьми, только не убивай, брат» уползали с места своего позорного унижения. Так и папские послы уползли восвояси с Русской земли, с проваленной миссией и содроганием, от возможности нового ордынского нашествия.

Эта дипломатическая победа Св. князя Александра Невского по своей политической значимости в несколько раз превышала ту, что была одержана на Чудском озере. Ибо после нее можно было уверенно заключить, что в ближайшие годы шведско-ливонского похода на Русь не будет. Это был - тайм-аут для собирания сил, как минимум лет на десять.

И заслуга Св. Великого Князя Александра состоит в том, что он не растерялся и в совершенно безнадежной ситуации нашел из нее единственный и бескровный выход. Ибо Русь в сороковых годах ХIII века в качестве силы не могла предъявить ничего.

Такая история!

Замечу, что подобная ситуация сложилась в России в начале XXI-го века. И полагаю, что все многолетние «прогибы» нашей власти перед «западными друзьями» есть ни что иное, как время «для собирания сил».

Наши «западные коллеги» очень хотят ввергнуть в «мясорубку» гражданской войны братские народы, а вернее, один и тот же народ, чтобы случилось так, как призывал в свое время американский президент Трумэн: «пусть они как можно больше убивают друг друга». Но пока Западу этот план осуществить не удается.

В эти дни также отмечается скорбная дата пятилетия украинского майдана, когда наша дипломатия и спецслужбы «прохлопали» агрессивные действия Запада и приход к власти нынешней хунты бендеровцев.

С удивлением для себя отмечаешь призывы российской власти о мире к правящим кругам в Киеве. Да бессмысленно все это, хотя с точки зрения дипломатии, наверное, объективно необходимо.

На Украине сегодня уществует только одна власть - власть Госдепа США. И все действия, начиная от одиозных выступлений главы украинской клики и церковного раскола до массовых убийств жителей Донбасса, совершаются под непосредственным руководством американских советников.

Но вернемся в XIII-й век.

Тогда в ответ на твердую веру и верность Господь даровал Св. князю Александру мудрость и рассудительность, глубокий смиренный ум и проницательность, решительность и способность побеждать врагов не только на поле битвы - мечом, но и на дипломатическом поприще.

Можно сказать, что Святой князь обладал мудростью подобной той, что Господь наделил Ветхозаветного Царя Соломона: «И сказал ему Бог:… Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе» (3 Цар.3:11-12).

Св. Отцы Церкви называют рассудительность матерью всех добродетелей.

Как сказано в Священном Писании: «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя от пути злого» (Притч.2.11:12).

Так мудрость и рассудительность Св. князя Александра Невского спасали его от неразумных решений и злых путей.

И мне хочется пожелать всем нам искать такой рассудительности и молить Господа, чтобы Он даровал ее каждому из нас, а особо нашему Верховному Главнокомандующему и его дипломатическому корпусу.

Священник Сергий Чечаничев , публицист

Статьи по теме: