Нормы расхода топлив и смазочных материалов. Какие нормы нужно использовать при списании гсм

О. В. Фуцай , эксперт журнала "Учет в казенных учреждениях"

Для того чтобы списать затраты на бензин, они должны быть экономически обоснованы. В статье пойдет речь об особенностях учета топлива в будущем году от приобретения до списания…

Учет топлива в госучреждении

Варианты приобретения бензина каждое учреждение выбирает самостоятельно. Как правило, его покупают за наличный расчет или по специальным талонам и топливным картам.

Если топливо приобретают за наличный расчет, приказом руководителя учреждения должен быть утвержден список водителей, которые имеют получать наличные деньги под отчет на эти цели. Кроме того приказом руководителя определяют сроки, на которые можно выдавать подотчетные суммы.

Получив деньги из кассы, водитель обязан отчитаться по расходованию полученных сумм. Отчет об израсходованных подотчетных суммах должен быть не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы. Например, если приказом установлено, что денежные средства подотчет выдают сроком на одну неделю, то в течение 3-х рабочих дней по истечении недели со дня выдачи водитель представляет авансовый отчет в бухгалтерию. Следующий момент, который нужно прописать в учетной политике - это списание бензина. В учете стоимость израсходованного топлива нужно списывать на затратные счета 109 00.

Рассмотрим на примере, какие проводки нужно сделать в бюджетном учете.

Пример .

Приказом руководителя учреждения культуры установлено, что выдача денежных средств на топливо за счет субсидии на выполнение госзадания производится еженедельно. Водителю Сомову И.И. выдали 9 ноября подотчет 1500 руб. на приобретение ГСМ. 17 ноября работник составил авансовый отчет, к которому приложил чеки с АЗС:

Бухгалтер в учете записал:

Когда топливо приобретают по безналичному расчету с использованием топливных карт и талонов для отражения операций в бюджетном учете следует учитывать момент перехода права собственности на ГСМ: после передачи талонов и карт или после заправки машины. Данный момент должен быть определен в условиях договора с поставщиком.

В целях контроля и сохранности выданных топливных карт учреждениям нужно выдавать их водителям под роспись в ведомости учета приема и выдачи то пливных карт. В ней фиксируют реквизиты карты, дата ее выдачи (возврата), Ф.И.О. водителей.

Топливные карты отражают на забалансовом счете в условной оценке 1 руб. за 1 карту или по стоимости приобретения карты (если она предоставляется учреждению за плату).

При перечислении денежных средств учреждение оформляет заявку на кассовый расход для перечисления платы за изготовление топливных карт и оговоренной договором суммы поставки бензина.

При отпуске топлива на заправочной станции водителю выдают чек, в котором указывают наименование, количество топлива, дата и время заправки. Эти чеки работник должен приложить к путевым листам автомобиля, для которого предназначено полученное топливо.

Пример .

Колледж приобрел топливную карту за счет субсидии на госзадание в сумме 1000 руб. Месячный лимит расхода топлива по топливной карте составляет 100 л. Водитель образовательного учреждения заправил машину в течение ноября на 90 л. Расход топлива подтвержден чеками с АЗС. Оплата топлива была произведена в конце месяца. В день перечисления денег стоимость топлива составляла 39 руб./л. В учете учреждения отразил операции следующим образом:

Сумма, руб.

Отражены затраты на приобретение топливной карты

Перечислены деньги поставщику в оплату топливной карты

Принята к учету топливная карта и отражена на материально ответственном лице

Передана топливная карта водителю

Отражена стоимость приобретенного топлива и перед поставщиком

3510 (39 руб. х 90)

Перечислены средства на топливную карту на оплату бензина с лицевого счета

Отражена стоимость топлива в составе материальных запасов

Списана стоимость израсходованного топлива (на основании путевых листов).

Как списать топливо по нормам

Чтобы списать затраты на бензин, они должны быть экономически обоснованы. Под этим понимают ситуацию, когда фактический расход топлива не превышает нормы расхода, утвержденные в учреждении.

Для большинства марок автомобилей уже есть базовые нормы расхода ГСМ. Они утверждены распоряжением Минтранса России своим от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. Они разработаны для прямой трассы и качественного дорожного покрытия. Поэтому учреждения сталкиваются с необходимостью постоянной корректировки базовой нормы на коэффициенты, которые также утверждены в данном документе. Напомним, что если маки автомобиля учреждения нет в списке Минтранса, нормы можно утвердить самостоятельно. Для этого нужно провести контрольный заезд и зафиксировать результаты актом произвольной формы.

В письме ФНС России от 21 сентября 2015 г. № АС-4-10/16581@ налоговики напомнили, что в нормы внесли изменения Распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 № НА-80-р. Оно действует с 14 июля 2015 года. Некоторые надбавки и коэффициенты теперь скорректировали в сторону увеличения, а значит и топлива можно списать больше.

Базовые нормы

Отметим, что базовые нормы расхода любого вида топлива остались без изменений.

Рассмотрим, какие базовые виды норм ГСМ существуют для автомобилей общего назначения (см. табл.).

Таблица 1.

Вид транспортного средства (ТС)

Расчет нормы

ТС в загруженном состоянии

Базовая норма в литрах на 100 км пробега (л/100 км)

ТС при проведении транспортной работы

Транспортная норма в литрах на 100 км пробега (л/100 км);

Учитывают нормируемую по назначению автобуса номинальную загрузку пассажиров и снаряженную массу

Самосвал

Учитывают норму загрузки (коэф. 0,5) и снаряженную массу

Грузовой автомобиль при транспортной работе, а также автопоезд с грузом или без него

1) Транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм);

2) Использование установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км;

3) Использование точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа ТС.

Базовые нормативы топливного расхода зависят от типа и назначения транспортного средства (грузовой, автобус, легковой), конструктивных особенностей ТС, вида топлива, маршрута и режима движения, массы машины. Транспортная норма включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Рассмотрим единицы измерения ГСМ (см. табл. 2)

Таблица 2.

*А для газодизельных машин, сжатый природный газ измеряют в. м. куб, а дизельное горючее - в литрах.

Также применяют при расчетах эксплуатационный норматив. Его определяют по месту эксплуатации ТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации.

Поправочные коэффициенты

Особые климатические условия или дорожно-транспортные факторы требуют применения поправочных коэффициентов. Они рассчитываются исходя из исходных нормативных показателей путем повышения или понижения базовой нормы.

Разберем, какие повышающие надбавки можно применять при расчете (табл. 3).

Таблица 3

Предельная величина коэффициента в процентах

в зимнее время, в зависимости от климата определенного района

на трассах общего пользования (в зависимости от категории) со сложным планом

на дорогах в горной местности (в зависимости от высоты местности над уровнем моря)

в городских условиях, в зависимости от количества населения

при наличии в маршруте частых остановок для погрузки/выгрузки

при транспортировке негабаритных и тяжеловесных грузов с пониженной скоростью (в зависимости от диапазона скоростей)

в процессе выполнения обкатки нового ТС

при эксплуатации системы климат-контроля или кондиционера

при перегоне ТС (в зависимости от вида перегона)

для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км

для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км

при работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы

при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия

при работе специальных автомобилей выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п.

при работе в карьерах (кроме специальных карьерных АТС), при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для ТС в снаряженном состоянии без груза с полной или частичной загрузкой автомобиля

(без груза до 20)

при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях (в зависимости от категории дорог)

при учебной езде (в зависимости от того где эксплуатируется ТС: на специальном полигоне или дорогах общего пользования)

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где запрещено выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем можно применить надбавку до 10 процентов от базовой нормы за один час простоя.

А в зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 °C) время года на стоянках при необходимости прогрева (например, на стоянках в ожидании пассажиров или скорой в ожидании врача с больным) устанавливают нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10 процентов от базовой нормы.

Пример .

В образовательном учреждении г. Новосибирск, для обучения вождению используется автомобиль 111730 "Калина" (ВАЗ-21114). Базовая норма расхода топлива на него составляет 8,3 л/100 км. Пробег ТС менее 100 000 км. Для езды по городу установлен поправочный коэффициент - 20 процентов, а для езды на автодроме - 40 процентов.

При расчете зимней нормы применяют коэффициент 12 процентов. Данная надбавка действует ежегодно с 1 ноября по 15 апреля.

Летняя норма для данного автомобиля составит:

При учебной езде по городу - 9,96 л/100 км (8,3 л/100 км + 20 процентов);

При учебной езде на автодроме - 11,62 л/100 км (8,3 л/100 км + 40 процентов).

Зимняя норма для данного автомобиля составит:

При учебной езде по городу - 10,96 л/100 км (8,3 л/100 км + 20 процентов + 12 процентов);

При учебной езде на автодроме - 12,62 л/100 км (8,3 л/100 км + 40 процентов + 12 процентов).

Надбавки, которые действовали в летнее время отменять не нужно. Исключение - надбавка для автомобилей с кондиционерами. Ее нельзя применять одновременно с зимней надбавкой. Поэтому ее нужно отменить. А когда применяют семипроцентную надбавку, введенную для машины с системой «климат-контроль», этого делать не надо. То есть для расчета базовую норму умножают на сумму коэффициентов. Надбавку для ТС с установкой "климат-контроль" применяют независимо от времени года.

Норма расхода топлив может снижаться. Например при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) коэффициент снижения может достигать 15 процентов.

А, когда авто эксплуатируют в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяют.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Нормы расхода смазочных материалов

Данные нормы устанавливают из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для автомобиля. Причем масло - в литрах, а смазка - в килограммах.

Для автомобилей, прошедших капитальный ремонт и находящихся в эксплуатации более пяти лет, норматив расхода масел увеличивается до 20%.

Значения норм расхода смазочных материалов для автомобилей рекомендуется устанавливать на основании химмотологической карты смазки автомобиля или по рекомендациям завода-изготовителя.

При отсутствии данных из вышеперечисленных источников рекомендуется устанавливать значения норм расхода смазочных материалов установленных Распоряжением № АМ-23-р. Рассмотрим некоторые из них. Кстати их ввели как раз в 2015 году (см. табл. 4)

Таблица. 4

Марка, модель автомобиля

Моторные масла, л

Трансмиссионные и гидравлические масла, л

Специальные масла и жидкости, л

Пластичные смазки, л

Легковые автомобили бензиновые

Автомобили зарубежного производства, произведенные в РФ и "АвтоВАЗа" всех моделей и модификаций

Автомобили семейства ГАЗ всех моделей и модификаций

Автомобили семейства УАЗ всех моделей и модификаций

Легковые автомобили дизельные

Автомобили зарубежного производства, произведенные в РФ и отечественного производства

Пример .

В учреждении на праве оперативного управления находится автомобиль 111840 "Калина" (ВАЗ-11194). Согласно путевым листам за ноябрь он прошел 980 км. Кроме того машина подвергалась ремонту. Базовая норма расхода моторного масла составляет 0,6 л на 100 км. Таким образом, нормативный расход масла за ноябрь составит 7,1 л (0,01 х 980 л х 0,6 л (1 + 0,01 х 20).

Расчет расходов

Для легковых автомобилей значение расхода топлива рассчитывают по следующему соотношению:

Qн = 0,01 x Нs x S x (1 + 0,01 x D),

где Qн - нормативный расход топлива, литры;

Нs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Пример.

На балансе администрации учреждения сельского поселения числится автомобиль ГАЗ-3110 (двигатель ЗМЗ-4026.10). Согласно путевому листу он проехал 120 км, из них:50 км - по селу, 70 км - за пределами села.

Автомобиль эксплуатировался в зимнее время. Приказами руководителя учреждения утверждены:

Базовая норма расхода топлива - 13,0 л/100 км;

Надбавка за эксплуатацию автомобиля в зимнее время - 10%;

Надбавка за эксплуатацию автомобиля в поселении - 3%.

Нормативный расход топлива составит:

7,35 л (0,01 x 13 x 50 км x (1 + 0,01 x 13)) - по селу;

10,01 л (0,01 x 13 x 70 км x (1 + 0,01 x 10)) - за пределами села.

Таким образом, согласно путевому листу было израсходовано 17,36 л (7,35 + 10,01) бензина.

Данные по нормативному расходованию бензина суммируют по всем путевым листам, и бензин списывают на общую сумму

Для автобусов норма расчета горюче-смазочных материалов расчитывают по другой формуле:

Qн = 0,01 x Нs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x T,

где Qн - нормативный расход топлив, л;

Нs - транспортная норма расхода топлив на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);

S - пробег автобуса, км;

Нот - норма расхода топлив при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя, л/ч;

T - время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Пример .

Согласно данным путевого листа городской автобус НефАЗ-5299-20-22 НефАЗ-5299-20-22 (гор. 114 мест) в зимнее время совершил пробег 190 км с включенным отоплением при времени работы на линии 8 ч. Транспортная норма расхода топлива на пробег для автобуса составляет 39,2 л/100 км. Установлены такие надбавки:

За работу в зимнее время - 10 процентов;
- норма расхода топлива на работу отопителя по данным завода-изготовителя - 4,0 л/ч;

Надбавка за работу в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн. человек - 15 процентов.

Нормативный расход топлива составляет:

Qн = 0,01 х 39,2 л/100 км х 190 км х (1 + 0,01 х (10 + 15)) + 4 л/ч х 8 ч = 125,1 л.

Данная статья предназначается для представителей тех организаций, которые вынуждены, для достижения своих профессиональных целей использовать транспортные средства. В этом случае в обязательном порядке фигурирует статья расходов по ГСМ. Перед списанием, все затраты, необходимые для приобретения топлива, должны быть актуализированы в экономическом плане.

Чтобы это реализовать, представители организации должны определиться в первую очередь с типом самого топлива, и потом установить норму по списанию. Кстати, крайне редко этим делом занимаются непосредственно водители транспортных средств. Начальство прекрасно осознает, что их сотрудники могут вписывать в путевой лист любые цифры, и потому ему приходится этим заниматься собственноручно.

Нормы расхода топлива на 2016 год

Что касается вопроса по приобретению топлива, то здесь каждая организация выбирает свой путь. Некоторые предпочитают платить наличными, а другие пользуются специальными сертификатами, а именно, картами или талонами. Если организация выбрала путь оплаты наличными, тогда приказом устанавливают, кто именно получает деньги, а также определяются сроки. Как только после окончания срока истекают три дня, со стороны водителя предоставляется подробный отчет о расходах. Если же организация пользуется картами или талонами, в этом случае принимается в расчет момент передачи прав собственности на топливо. Делается это для того, чтобы максимально точно определить все финансовые операции по данному вопросу.

Речь идет о фиксации заправки или самих талонов. Реализуется это, исходя их информации в договоре с поставщиком топлива. Если используются сертификаты, необходимо вести учет о приеме и передаче талонов и карт. Таким образом определяются все действия, касательно последних. Стоимость талона также определяется в договоре. Например, один талон может стоить 10 рублей, или же по договору определяют определенную стоимость. После перечисления денег, представители организации оформляют заявки на кассовый расход для того, чтобы перечислять средства за выпуск сертификатов и за покупку топлива. Водитель получает все эти чеки и впоследствии обязательно должен приложить их к путевым листам.

На самом деле примеров довольно много, потому все перечислять просто нет смысла. А вот что касается основных, то давайте рассмотрим, что к ним относится.
Повышение расхода увеличивается, если транспортное средство эксплуатируется:

  • в зимний период. Надбавка составляет от 5 до 20 процентов. Все зависит от региона, в котором эксплуатируется автомобиль.
  • в горах. Надбавка составляет от 5 до 20 процентов. Все зависит от того, как располагается район или город по отношению к уровню моря.
  • в городах. Надбавка составляет от 5 до 25 процентов, зависимо от количества местных жителей. Например, в Екатеринбурге норма повышается на 20 процентов при работе автомобиля, когда количество населения составляет до 1.5 млн.

Вопрос, который мы сегодня раскроем, актуален для организаций с собственным автопарком, пусть даже небольшим. При осуществлении транспортировки чего-либо из точки А в точку Б, фирма несет расходы, в том числе и на горюче-смазочные материалы, которые имеют свойство сгорать при этом процессе. Контроль этих расходов необходимо вести по многим причинам (расчет себестоимости доставки и транспортировки, расчет рентабельности, экономические расчеты на последующие периоды, контроль водителей на факт продажи неиспользованного топлива на сторону и т. д.). Давайте разберемся, как вести учет средств, потраченных на ГСМ?

Разные автомобили потребляют разное количество топлива, помимо этого, отличаются и условия эксплуатации в различных климатических и температурных зонах. Рассмотрим на простом примере. Грузовик расходует больше, чем легковой автомобиль. Новый грузовик сжигает топлива меньше, чем более старый этой же марки. Зимой расход больше, чем летом. А эксплуатация, например, в горной или болотистой местности приведет к большим затратам на бензин, чем использование того же автомобиля на федеральных асфальтированных трассах. Думаю, суть ясна.

Плавно подошли к тому, от чего нужно отталкиваться в выборе норм расхода топлива и смазочных материалов. Все зависит от того, из каких марок и моделей автомобилей состоит автопарк и его фактический износ, температурные режимы эксплуатации с учетом сезонности той или иной климатической зоны страны, конструктивные особенности автомобилей, которые могут повлиять на расход топлива (отопитель, кондиционер), условия эксплуатации.

В 2016 году нормы расхода ГСМ утверждаются организацией произвольно. Это можно сделать двумя способами:

  • с учетом норм Министерства транспорта РФ;
  • без учета норм Министерства транспорта РФ (самостоятельно).

С учетом норм Минтранса РФ.

Распоряжением Минтранса от 14.07.2015 г. № НА-80-р (это последнее изменение в 2015 году) дополнены нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. А именно расширен список марок и моделей автомобилей используемых на предприятиях РФ. Также изменению в сторону увеличения подверглись повышающие коэффициенты для организаций, которые работают в городах с населением свыше 5 млн. чел.

Проще говоря, все посчитано и изменено за вас. Открываете нормы, находите марку автомобиля, для которой прописана норма расхода топлива и корректируйте ее с помощью вспомогательных коэффициентов для вашего региона, которые прописаны в этом же положении.

Так же нужно помнить, что использование норм – право, а не обязанность предприятия.

Без учета норм Минтранса РФ.

Другой вариант контроля - разработать свои нормативы натурными исследованиями. Чтобы избежать при этом вопросов проверяющих, можно установить, что собственные нормы вы разработали на основании показателей, предлагаемых Минтрансом. Но при этом учли реальные транспортные условия, а также техническое состояние автомобилей.

Как видно по коэффициентам в документе, даже нормы Минтранса нужно брать на вооружение с учетом корректировок. Поэтому если вы решили ими руководствоваться - будьте внимательны. Нормы расхода топлива должны корректироваться исходя из условий эксплуатации автомобиля.

Минтранс РФ установил нормы расхода топлива на 2016 год. Последняя редакция этих рекомендаций оговаривает, сколько топлива можно списывать в расходы по налогу на прибыль.

Налоговики считают, что компания обязана соблюдать нормы расхода топлива на 2016 год. А чиновники из Минфина выпустили новое письмо от 19.08.16 № 03-03-06/1/48789, где рассказали, что компания при компенсации сотруднику расходов на ГСМ вправе придерживаться нормативов. Вправе, но не обязана.

Разберемся, какие нормы расходов топлива на 2016 год применять компании, где найти эти нормативы, выясним, сколько может тратить на топливо компания, заправляя свой автопарк. Какие на этот счет есть разъяснения из налогового ведомства. А готовить отчетность за 3 квартал поможет Таблица опасных изменений в работе бухгалтера на осень 2016 года .

В этой статье вы найдете:

  • Какие нормы расхода топлива на 2016 год установил Минтранс РФ
  • Как компенсировать работнику расходы на ГСМ за использование личной машины
  • В каком размере компания может учесть расходы на ГСМ в 2016 году

См. также:

Акт на списание ГСМ в 2016 году

Как применять нормы расхода топлива на 2016 год по мнению Минфина

Если компания использует в деятельности личные автомобили сотрудников, то работнику выплачивается компенсация за использование и возмещение расходов, связанных с обслуживанием. К ним в частности относятся расходы на топливо.

Чиновники в последнем письме разъяснили, что расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, компания учитывает в прочих расходах, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Компания вправе применять нормы расхода топлива на 2016 год , которые утвердило правительство РФ в постановлении от 08.02.02 № 92.

Это еще не все! Глобальные изменения по налогам и страховым взносам только начинают принимать. Основной пакет поправок запланирован на осень. Поэтому с 1 сентября мы начинаем публиковать подробные инструкции для подготовки к новым правилам работы. , чтобы не пропустить важные изменения и новые способы экономии налогов. Проверьте, какой сегодня мы дарим подарок каждому

Чтобы не терять время, платите (доступ к журналу откроется уже через 2 часа!).

Где найти нормы расхода топлива на 2016 год

Нормы расхода топлива на 2016 год утв. распоряжением Минтранса РФ ( ) от 14.03.08 № АМ-23-р. Официально они называются Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

Сейчас действуют нормы расхода ГСМ на 2016 год ( ), которые были утверждены в 2015 году. Эти нормативы предназначены изначально для автотранспортных компаний, которые занимаются перевозками и имеют свой автопарк.

В документе прописаны нормы расхода ГСМ по каждому автомобилю в зависимости от его марки, модели, класса. С помощью этих данных компания может вести учет потребленных ГСМ в количественном и стоимостном выражении. Это позволяет рассчитать себестоимость перевозок и контролировать расходы.

Чем рискует компания при списании топлива

Фактические затраты на содержание автопарка компания учитывает в составе прочих или материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 254 и подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 10.06.11 № 03-03-06/4/67). Минфин России в своих письмах каждый раз напоминает, что для этого организация вправе применять нормы Минтранса России. Вроде бы не обязывает, но очень-очень рекомендует. Рассмотрим, когда компания рискует, списывая топливо.

Некоторые суды и сейчас поддерживают налоговиков в необходимости списания ГСМ по нормам Минтранса

Ситуация: компания разработала собственные нормативы списания ГСМ исходя из фактического расхода.

Когда возникает риск по налогу на прибыль: если стоимость топлива уменьшает налогооблагаемую прибыль в полном объеме.

Налоговики раньше настаивали на списании горючего в пределах норм, которые установлены (письма УФНС России по г. Москве ). Напомним, что нормы на списание ГСМ в прошлом году увеличились ().

Минфин России в свою очередь сделал вывод, что компании не обязаны нормировать израсходованные ГСМ. Чиновники исходили из того, что в Налоговом кодексе нет прямого указания на нормирование расходов на содержание служебного транспорта (). Главное, документально подтвердить и экономически обосновать «бензиновые» затраты (письма Минфина России ).

Однако финансовый департамент все же настойчиво рекомендует руководствоваться распоряжением Минтранса России для обоснования списанного количества ГСМ (письма , Минфина России ). И наличие свежей судебной практики доказывает, что инспекторы на местах по-прежнему придерживаются своей позиции относительно необходимости нормирования.

Таким образом, списывая топливо по факту, организация должна быть готова к спорам с налоговиками. Есть судебные решения в пользу компаний (постановления ФАС (оставлено в силе ).

А вот ФАС Северо-Кавказского округа в решил, что нельзя уменьшить прибыль на сумму сверхнормативных расходов на ГСМ. Даже если лимиты подтверждены внутренними актами компании (оставлено в силе ).

В другом деле ФАС Западно-Сибирского округа согласился с тем, что компания не обязана нормировать ГСМ, однако счел, что она не смогла экономически обосновать повышенный расход топлива. Несмотря на наличие внутренних актов и приказов. В итоге суд поддержал инспекцию ( , оставлено в силе ). Поэтому риск претензий по-прежнему высок.

А в электронном журнале эксперты рассказали, чем рискует компания, если:

Компания списывает солярку по данным системы ГЛОНАСС,

Организация установила на большегрузы устройство системы «Платон» и пробег согласно их данным не совпадает с пробегом, подтвержденным путевыми листами,

Организация продала автомобиль с полным баком топлива,

Организация списала топливо по автомобилю директора, потраченное после 18.00,

При покупке ГСМ представитель компании заплатил НДС на территории другого государства, к примеру Финляндии, а при пересечении границы подал документы на возврат налога по системе Тax free,

Компания возмещает сотрудникам стоимость ГСМ при использовании личного автомобиля.

Будет полезно!

КБК по налогу на прибыль в 2016 году для юридических лиц

Новые штрафы за ошибки в бухучете с апреля 2016 года

Отказ от летних норм ГСМ подтвердят контрольные замеры

Размер зимних надбавок к расходу ГСМ варьируется от 5 до 20% в зависимости от региона ( к распоряжению Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р). Несмотря на необязательность утвержденных норм, чиновники настойчиво рекомендуют применять именно их (письма Минфина России и ,).

Если компания следует совету контролеров, то летом она вправе признать меньше расходов на бензин и дизтопливо, чем зимой. Такое положение может заставить ее перейти на нормы, утвержденные самостоятельно, или вовсе отказаться от норм. Ведь Кодекс не требует нормировать расходы на содержание автотранспорта ().

Какими документами обосновать.

Расход бензина по факту подтвердит путевой лист. Но налоговики обяжут компанию доказывать обоснованность расходов, которые превышают нормы Минтранса.

Безопаснее использовать собственные нормы. Для этого создайте комиссию из числа сотрудников компании. Она проведет несколько контрольных замеров по каждой машине и зафиксирует результаты в акте. Усредненные показатели таких замеров директор утверждает приказом в качестве норм.

Но если компания списывает бензин выше собственных нормативов, налоговики могут снять расходы. Суды в некоторых регионах соглашаются с мнением проверяющих (постановления и округов). Объяснить причины перерасхода водитель может в служебной записке, приложив еe к путевому листу. Например, из-за пробок на дорогах, тяжелого груза, технических проблем с машиной.

Как компенсировать расходы на ГСМ сотруднику

За использование личного транспорта во время командировки сотруднику положена компенсация. Здесь берутся не нормы расхода топлива на 2016 год, а фиксированная максимальная сумма. Компания может это сделать только в пределах норм, которые устанавливает Правительство РФ (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В соответствии с этими нормативами (постановление от 08.02.2002 № 92) месячная выплата сотруднику составит:

  • для автомобилей с объемом двигателя до 2л. включительно – 1200руб.;
  • для автомобилей с объемом двигателя свыше 2л. – 1500руб.;
  • для мотоциклов – 600руб.

Эти статьи избавят вас от штрафов:

1.Штраф за несдачу СЗВ-М: как накажут компанию

2.Штрафы за отчетность в 2016 году

3.Размер штрафа за несвоевременную сдачу отчетности в налоговую

4.Штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом в 2016 году

5.Штрафы за несвоевременную сдачу РСВ-1 в 2016 году

Как безопасно платить работникам компенсацию за личное имущество

За использование в работе личного имущества сотрудника компания платит компенсацию. Это выгодно. Выплату можно учесть в расходах по налогу на прибыль, и она освобождена от страховых взносов и НДФЛ.

Как компании нормировать свои расходы на ГСМ

На практике, большие затраты на ГСМ в компании, для которой перевозки не являются основным видом деятельности, несомненно привлекут внимание контролеров. Налоговики обязательно поставят вопрос об экономической целесообразности таких трат и попросят документально их подтвердить (п. 1 ст. 252 НК РФ).

И в этом компании могут помочь нормы расхода топлива на 2016 год, таблица на израсходованное количество ГСМ с учетом этих нормативов. Здесь очень пригодятся , а также положение или расхода ГСМ (см. рисунок).

В одном из последних писем чиновники подтвердили, что компания вправе, но не обязана руководствоваться данными нормативами (письмо Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875).

По каким нормам учесть расходы на ГСМ в 2016 году

В законе нет положения, которое бы обязывало компанию соблюдать нормы расхода топлива. В нем лишь указано, что эти расходы можно отнести на прочие производственные (реализационные) расходы (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Напоминаем, что стоимость топлива израсходованного за месяц, компания включает в расходы на последнее число месяца (письмо Минфина России от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). А предъявить НДС к вычету можно только при наличии счет-фактуры от продавца или АЗС (письмо Минфина от 03.08.2010 № 03-07-11/335).

Как учесть расходы на проезд по платным дорогам и плату в систему «Платон»

Любая компания, у которой есть служебные машины или которая использует личный транспорт сотрудников для служебных целей, может столкнуться с расходами на платные дороги (см. врезку ниже). Не говоря уже об организациях, которые занимаются перевозками, в том числе грузовиками максимальной массой более 12 т, - для них ввели отдельную плату по системе «Платон». В статье « » рассмотрим, как отражать такие расходы в налоговом учете.

Какими документами подтвердить расходы на топливо

Расходы на приобретение ГСМ для собственных и арендованных автомобилей учитываются одинаково. Для учета стоимости ГСМ в налоговых расходах нужны документы, которые подтвердят, что вы купили ГСМ и использовали транспорт и топливо в служебных целях.

Покупка топлива

Перечень документов зависит от способа приобретения топлива:

Служебное назначение

Список документов будет зависеть от того, если ли в машине электронная система контроля:

Готовимся к отчетности за 3 квартал

Подписчики журнала «Российский налоговый курьер» готовят отчетность по В ней есть все, что нужно для успешной сдачи отчетности по любому налогу: формы, примеры на цифрах, подробный порядок и удобные образцы.

Статьи сайта, которые вам помогут:

1.Сдача отчетности за 3 квартал 2016 года: сроки

2.Расчет авансового платежа по налогу на имущество за 3 квартал 2016 года

4.Отчетность в ПФР за 3 квартал 2016 год: новая форма

5.Срок сдачи НДС за 3 квартал 2016 года

6.Новая форма 4-ФСС за 3 квартал 2016 года: заполняем быстро и без ошибок

7.Срок сдачи 6-НДФЛ за 3 квартал 2016 года: какие даты нельзя нарушать

8.6-НДФЛ с 2016 года: пример заполнения за 3 квартал

9.Образец заполнения 6-НДФЛ за 3 квартал 2016 года

10.Новая форма РСВ-1 за 3 квартал 2016 года

11.Бланк отчета ФСС за 3 квартал 2016 года: скачать бесплатно

По сравнению с прошлым годом остались прежними нормы расхода топлива на 2016 год. Минтранс РФ, последняя редакция распоряжения которого от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р была принята в 2015 году, увеличил надбавки для крупных городов и повысил коэффициенты для технологического транспорта, включая тот, что используют внутри компании. Например, к таким машинам относятся погрузчики, тракторы, краны.

Почему безопаснее пересмотреть ваши нормы расхода ГСМ

В Налоговом кодексе РФ нет требования о нормировании расходов на горючее. Поэтому компания вправе признавать такие затраты полностью или разработать свои нормы расхода ГСМ. Но при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные расходы. Поэтому на проверке инспекторы затребуют документы, подтверждающие обоснованность затрат. Например, данные о контрольных замерах расхода топлива. Сложностей с подтверждением обоснованности не будет, если признавать расходы на горючее в налоговом учете по нормам, рекомендованным последней редакцией распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. За счет повышения надбавок они стали выгоднее для компаний.

В таблице с базовыми нормами появились и новые позиции. Например, Lada Priora 1.6 (ВАЗ-21116), Honda Accord IX 2.4, Mitsubishi Outlander 2.0 4WD, Nissan Teana 2.5 2WD. По этим маркам компании устанавливали свои нормы. Можно продолжать их использовать и сейчас.

Какие надбавки можно установить

Чтобы списать больше расходов на ГСМ, можно установить в приказе надбавки к базовым нормам. Выгоднее использовать сразу несколько коэффициентов, так как они суммируются.

Города и населенные пункты: нормы расхода топлива на 2016 год

Минтранс РФ (последняя редакция распоряжения № АМ-23-р) повысил коэффициенты для городов-миллионников. Максимальный размер надбавки увеличился до 35 процентов. И действует это значение для машин, которые используют в городах с населением свыше 5 млн человек. В городах с численностью от 1 до 5 млн человек можно увеличивать норму списания ГСМ на 25 процентов.

Как изменились надбавки по ГСМ

Численность своего муниципального образования можно узнать непосредственно в своем отделении статистики или на официальном сайте Росстата в разделе «Демография». Еще вариант - в интернете на портале властей конкретного региона. Например, количество жителей города Омска можно узнать на сайте admOmsk.ru в разделе « Социально-экономическое развитие».

По новым правилам повышающие коэффициенты можно применять не только для городов и крупных населенных пунктов, как раньше, но и для любых других населенных пунктов (п. 5 Методических рекомендаций, утв. распоряжением № АМ-23-р). Например, небольших поселков, деревень и сел и т. д. Компании, которые используют автомобили на территории таких населенных пунктов, тоже вправе увеличить нормы расхода ГСМ на 5 процентов. Единственное условие для применения этой надбавки - наличие регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения.

Срок использования и пробег: нормы расхода топлива на 2016 год

В приказе пропишите коэффициент в размере до 5 процентов для машин, которые проехали более 100 000 км или находятся в эксплуатации более пяти лет. И до 10 процентов - для транспорта, который используется более восьми лет или общий пробег составляет свыше 150 000 км.

До 14 июля 2015 года эти повышающие коэффициенты можно было применять при одновременном выполнении двух критериев, связанных с пробегом и сроком эксплуатации. С 14 июля Минтранс России позволил применять эти надбавки при выполнении хотя бы одного из двух условий. То есть либо пробег должен быть более 100 000 км, либо срок использования должен быть более пяти лет.

Технологический транспорт: нормы расхода топлива на 2016 год

Для такого транспорта можно установить в приказе новую выгодную надбавку. Речь идет о технике, которая перемещается в основном не по дорогам, а по производственным помещениям, промышленным площадкам, горным выработкам. К таким машинам относятся экскаваторы, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, горные комбайны, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки, бетоноукладчики и т. д. Для технологического транспорта максимальная надбавка выросла с 10 до 20 процентов.

Статьи по теме: