Общественный транспорт в сан-франциско. Канатный трамвай Трамвай в сан франциско принцип работы

[:RU]Как всем известно, в Сан Франциско целых три системы трамвая. Самая старая из них, и пожалуй самая знаменитая за пределами города — это сеть канатных трамвайчиков (cable cars). С одной стороны, в отличии от исторических трамваев F-line, эти милые старые вагончики скорее являются забавой для туристов, нежели серьёзным видом общественного транспорта. С другой, уникальность этой системы делает её очень интересной с инженерной точки зрения.

Плюс, на сегодняшний день ни один другой город в мире не может похвастаться действующими трамвайчиками, работающими по такому принципу…

Как можно догадаться по названию, канатный трамвай двигается за счёт троса, который тянется по всей длинне его маршрута. Стальной трос диаметром в полтора дюйма проходит под землёй, в специальной канавке между трамвайными рельсами. Если туда заглянуть его прекрасно видно — он всегда движется с постоянной скоростью — около 15 км/ч.

Соответсвенно в самих вагончиках отсутствует какой-либо мотор — чтобы ехать, они цепляются за этот трос специальным зажимом. Если надо остановиться, кондуктор откывает зажим, отпуская трос, и приводит в действие тормоза (есть целых три системы торможения). Зажим сверху узкий, чтоб пролезть в щель между рельзами, а снизу похож на кулак, которым и хватается трос.

Вся система в разрезе выглядит примерно вот так (тут изображён другой тип зажима):

Первый канатный трамвай появился в Сан Франциско в 1873 году. В центре города много очень крутых холмов, по которым трудно было подниматься пешеходам и конным повозкам. Трамвайчик тянущийся тросом решал эту проблему. Первая линия была очень прибыльной, и за следующие двадцать лет в городе были построены 23 линии канатного трамвая!

В самом конце 19-го века стали появляться электрические трамваи, такие к которым мы все привыкли. Городские власти посчитали, что строить такие линии в два раза дешевле канатных, а стоимость их содержания вообще была в шесть раз ниже! Поэтому к 1912 году в Сан Франциско осталось лишь восемь канатных линий. Зато все они карабкались на знаменитые здешние холмы. Электрические трамваи попросту не могли осилить такие крутые склоны. Максимальный наклон — 21 градус. Так что канатный трамвай уцелел, хотя на протяжении 20-го века было несколько попыток закрыть систему полностью.

На сегодняшний день работают три линии. Как я уже сказал, на серьёзный общественный транспорт канатный трамвай нынче не тянет. Вагоны ходят медленно, с частыми остановками, а подавляющее большинство пассажиров, готовых заплатить $6 за поездку — туристы. При этом трамваи часто забиты под завязку, а у конечных станций стоят длинные очереди приезжих, желающих прокатиться.

Вагоны канатного трамвая полу-открытые. Спереди и сзади площадки, куда запрыгивают пассажиры. У этих вагонов особо широкие приступочки, на них тоже вроде можно ездить, вывесившись сбоку трамвая. Из за такой открытости сидений в них не так много, и расположены они так, чтоб пассажиры сидя смотрели наружу. Сразу ясно, сделано для туристов.

Но я не зря сказал, что система очень интересна с инженерной точки зрения. Ведь протянуть несколько многокилометровых тросов под улицами большого города — задача не из простых. Все эти тросы сходятся к одному зданию, в подвале которого находится моторная станция. Там, внутри, огромные моторы General Electric крутят четыре набора больших колёс, которые и гонят по городу четыре длинных троса (по одному для каждого из маршрутов, и ещё один, чтоб доставлять трамваи в депо на ночь).

Колёса эти могут ездить взад-вперёд, чтоб поддерживать нужное напряжение в троссе (иначе он может соскочить!) Каждый трос с годами ослабевает, и колесо отодвигается всё дальше и дальше, чтоб держать его натянутым. Когда дальше отъезжать уже некуда, трос меняют — это трудный процесс, но механики должы успеть всё сделать за одну ночь, пока трамваи стоят.

Кстати помещение это открыто для посетителей, там работает музей канатных трамвайчиков, и если вас эта тема интересует, туда стоит заглянуть.

На участках, где рельсы лезут в гору останавливаться проблематично, поэтому в таких местах все остановки происходят на перекрёстках — там дорога горизонтальная.

Говорят, что светофоры на таких перекрёстках специально насторены переключаться на красный, когда на них выезжает трамвай. Вагон останавливается посреди улицы, и люди выходят и садятся.

Кстати от водителей канатных трамваев (их называют «грипмэнами») требуется огромная координация и сила. Рычаг, который управляет зажимом очень тяжёлый, а закрывать и раскрывать его надо в очень точных местах. Отпусти трос на секунду раньше нужного, и трамвай покатится назад вниз по склону. Ещё в системе есть одно место, где два троса пересекаются, и один проходит поверх другого. Грипмэн трамвая на «нижнем» тросе должен в правильном месте отпустить его, чтоб вагон проехал это пересечение по инерции. Если он зазевается, и не сделает этого в нужнуй момент, то верхний трос может получить серьёзные повреждения. Пройдя опасное место, трос захватывается вновь, и трамвай едет дальше, а пассажиры даже не замечают, что что-нибудь произошло — для них дёрганье рычага грипмэном схоже с переключением скоростей водителем автобуса.

Но самое интересное и зрелищное — это как трамвайчики разворачивают на конечной остановке маршрута. Разворачивать трос так, чтоб трамвай мог бы вместе с ним развернуться было бы очень сложно, поэтому в конце кажой линии стоят вот такие круги с отрезком рельсов:

Вагон подкатывается к такому, отпускает трос, и его руками заталкивают на круг.

После этого кондуктор разворачивает трамвай на месте, пока он не поравняется с рельсами в обратную сторону.

Вот такие чудные трамвайчики, остатки старого Сан Франциско второй половины 19-го века.

Понравилось? Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу. Ваш комментарий - лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!

Как я уже писал, в Сан Франциско целых три системы трамвая. Самая старая из них, и пожалуй самая знаменитая за пределами города - это сеть канатных трамвайчиков (cable cars). С одной стороны, в отличии от , эти милые старые вагончики скорее являются забавой для туристов, нежели серьёзным видом общественного транспорта. С другой, уникальность этой системы делает её очень интересной с инженерной точки зрения.

Плюс, на сегодняшний день ни один другой город в мире не может похвастаться действующими трамвайчиками, работающими по такому принципу...

Как можно догадаться по названию, канатный трамвай двигается за счёт троса, который тянется по всей длинне его маршрута. Стальной трос диаметром в полтора дюйма проходит под землёй, в специальной канавке между трамвайными рельсами. Если туда заглянуть его прекрасно видно - он всегда движется с постоянной скоростью - около 15 км/ч.

Соответсвенно в самих вагончиках отсутствует какой-либо мотор - чтобы ехать, они цепляются за этот трос специальным зажимом. Если надо остановиться, кондуктор откывает зажим, отпуская трос, и приводит в действие тормоза (есть целых три системы торможения). Зажим сверху узкий, чтоб пролезть в щель между рельсами, а снизу похож на кулак, которым и хватается трос.

Вся система в разрезе выглядит примерно вот так (тут изображён другой тип зажима):

Первый канатный трамвай появился в Сан Франциско в 1873 году. В центре города много очень крутых холмов, по которым трудно было подниматься пешеходам и конным повозкам. Трамвайчик тянущийся тросом решал эту проблему. Первая линия была очень прибыльной, и за следующие двадцать лет в городе были построены 23 линии канатного трамвая!

В самом конце 19-го века стали появляться электрические трамваи, такие к которым мы все привыкли. Городские власти посчитали, что строить такие линии в два раза дешевле канатных, а стоимость их содержания вообще была в шесть раз ниже! Поэтому к 1912 году в Сан Франциско осталось лишь восемь канатных линий. Зато все они карабкались на знаменитые здешние холмы. Электрические трамваи попросту не могли осилить такие крутые склоны. Максимальный наклон - 21 градус. Так что канатный трамвай уцелел, хотя на протяжении 20-го века было несколько попыток закрыть систему полностью.

На сегодняшний день работают три линии. Как я уже сказал, на серьёзный общественный транспорт канатный трамвай нынче не тянет. Вагоны ходят медленно, с частыми остановками, а подавляющее большинство пассажиров, готовых заплатить $6 за поездку - туристы. При этом трамваи часто забиты под завязку, а у конечных станций стоят длинные очереди приезжих, желающих прокатиться.

Вагоны канатного трамвая полу-открытые. Спереди и сзади площадки, куда запрыгивают пассажиры. У этих вагонов особо широкие приступочки, на них тоже вроде можно ездить, вывесившись сбоку трамвая. Из за такой открытости сидений в них не так много, и расположены они так, чтоб пассажиры сидя смотрели наружу. Сразу ясно, сделано для туристов.

Но я не зря сказал, что система очень интересна с инженерной точки зрения. Ведь протянуть несколько многокилометровых тросов под улицами большого города - задача не из простых. Все эти тросы сходятся к одному зданию, в подвале которого находится моторная станция. Там, внутри, огромные моторы General Electric крутят четыре набора больших колёс, которые и гонят по городу четыре длинных троса (по одному для каждого из маршрутов, и ещё один, чтоб доставлять трамваи в депо на ночь).

Колёса эти могут ездить взад-вперёд, чтоб поддерживать нужное напряжение в троссе (иначе он может соскочить!) Каждый трос с годами ослабевает, и колесо отодвигается всё дальше и дальше, чтоб держать его натянутым. Когда дальше отъезжать уже некуда, трос меняют - это трудный процесс, но механики должы успеть всё сделать за одну ночь, пока трамваи стоят.

Кстати помещение это открыто для посетителей, там работает музей канатных трамвайчиков, и если вас эта тема интересует, туда стоит заглянуть.

На участках, где рельсы лезут в гору останавливаться проблематично, поэтому в таких местах все остановки происходят на перекрёстках - там дорога горизонтальная.

Говорят, что светофоры на таких перекрёстках специально насторены переключаться на красный, когда на них выезжает трамвай. Вагон останавливается посреди улицы, и люди выходят и садятся.

Кстати от водителей канатных трамваев (их называют "грипмэнами") требуется огромная координация и сила. Рычаг, который управляет зажимом очень тяжёлый, а закрывать и раскрывать его надо в очень точных местах. Отпусти трос на секунду раньше нужного, и трамвай покатится назад вниз по склону. Ещё в системе есть одно место, где два троса пересекаются, и один проходит поверх другого. Грипмэн трамвая на "нижнем" тросе должен в правильном месте отпустить его, чтоб вагон проехал это пересечение по инерции. Если он зазевается, и не сделает этого в нужнуй момент, то верхний трос может получить серьёзные повреждения. Пройдя опасное место, трос захватывается вновь, и трамвай едет дальше, а пассажиры даже не замечают, что что-нибудь произошло - для них дёрганье рычага грипмэном схоже с переключением скоростей водителем автобуса.

Интересное дополнение из комментария af1461 в сообществе ru_tramvay :

Еще там проблема с поворотами: в них тоже нет троса (он уходит в сторону), т.к. очень трудно обеспечить его плавное закругление.

В результате повороты проходятся по инерции. И вот если на перекресток перед трамваем вылез нерадивый автолюбитель на своем ведре, трамвай останавливается, но тронуться уже не может.

Я в такую ситуацию попал. Поругавшись на водителя автоведра, грипмэн отказался от предложенной пассажирами помощи в толкании трамвая и позвонил на моторную станцию. Буквально через пару минут (дело было как раз недалеко от нее) оттуда прикатил пикап-грузовичок с этаким специальным бампером спереди, больше похожим на снежный отвал или скотосбрасыватель паровоза. Он бодро подъехал к трамваю сзади, уперся бампером в его упряжь и дотолкал до прямого участка, где трос уже есть.

Вся операция вместе с матюканием водителя автоведра заняла около пяти минут. Как оказалось, этот пикап дежурит специально для таких случаев с первого и до последнего рейса трамвая.


Но самое интересное и зрелищное - это как трамвайчики разворачивают на конечной остановке маршрута. Разворачивать трос так, чтоб трамвай мог бы вместе с ним развернуться было бы очень сложно, поэтому в конце каждой линии стоят вот такие круги с отрезком рельсов:

Вагон подкатывается к такому, отпускает трос, и его руками заталкивают на круг.

После этого кондуктор разворачивает трамвай на месте, пока он не поравняется с рельсами в обратную сторону.

Вот как это выглядит в действии (извините за качество видео, оно очень старое):

Вот такие чудные трамвайчики, остатки старого Сан Франциско второй половины 19-го века.

В следующий раз, расскажу вам про

Сан-Франциско известен в первую очередь своими крутыми холмами . Передвигаться пешком по городу тяжеловато. Когда-то самым распространённым транспортом здесь были канатные трамваи, двигавшиеся при помощи подземных тросов. Эти вагончики преодолевали любые подъёмы и были гораздо эффективнее более современных электрических собратьев.

Сегодня действуют три маршрута, покрывающих 69 городских кварталов. Две основные линии связывают главные туристические районы - Fisherman’s Wharf и Union Square. Канатный трамвай очень популярен у туристов.


Канатный трамвай - это местное изобретение. Идея пришла в голову производителю тросов по имени Эндрю Смит Хэллидай после того, как он стал свидетелем ужасной гибели лошадей, затаскивавших конку по крутому подъему на Джексон стрит. Лошади споткнулись, и тяжелый вагон стащил их вниз по склону до смерти. Хэллидай придумал систему, приводимую в движение паровой машиной, в которой вагоны цеплялись к канату с помощью специального цепляющего рычага.


С инженерной точки зрения интересно были сделаны и сами канаты: тросы из стальной проволоки имели джутовую сердцевину. В то время как наружная стальная обмотка помогала выдерживать нагрузку, джутовый канат внутри позволял рычагу захватывать трос более цепко, так как трос при этом слегка сжимался. Эта система являлась лучшей для крутых спусков и подъемов вплоть до 1920-1930 годов, когда появились конкуренты - автобусы, способные покорять холмы.


Принцип работы канатного трамвая довольно интересный. Под городскими улицами проложен петлеобразный трос, направляемый специальными шкивами.


Трос непрерывно тянут двигатели на центральной силовой станции. Когда водитель канатного трамвая перемещает рукоятку захвата, специальный захват проходит через зазор в проезжей части, зажимает движущийся трос, и трамвай начинает движение со скоростью 15,5 километров в час. Для остановки водитель отпускает захват и включает тормоз. Всё управление механикой трамвая осуществляется рычагами вручную. Неудивительно, что водитель канатного трамвая должен быть очень сильным человеком с хорошей реакцией. Особое мастерство от водителя требуется на перекрёстках, где трамвай проходит над направляющими шкивами каната - здесь необходимо отпустить захват и пройти шкивы «накатом».



Первая линия канатного трамвая начала действовать в 1873 году и имела большой успех. Со временем в городе функционировали 8 канатных трамвайных компаний с 600 вагонами и длиной линий в 82 километра.

В 1890-е годы наступило время электрических трамваев. Хотя они покрыли город уродливой паутиной электрических кабелей, они были гораздо дешевле и в постройке линий, и в эксплуатации.


Мощное землетрясение 1906 года ускорило развязку: оно разрушило большинство линий канатного трамвая и трамвайных депо, в пожарах после землетрясения сгорело 117 вагонов. Когда город возводили заново, на месте линий канатного трамвая были проложены линии современного, электрического.

К началу 1950-х в городе осталось всего пять линий канатного трамвая, и городские власти собирались окончательно убрать их с улиц Сан-Франциско. Тогда жители поднялись на защиту своего любимца: они создали Комитет спасения канатного трамвая и вынесли вопрос на городской референдум. Подавляющим большинством голосов было решено и подтверждено городским законом, что канатный трамвай остается. Благодаря этому мы и сегодня можем слышать, как его звонки раздаются тут и там по холмам Сан-Франциско.


Вагоны канатного трамвая полу - открытые. Спереди и сзади площадки, куда запрыгивают пассажиры. У этих вагонов особо широкие приступочки. Из за такой открытости сидений в них не так много, и расположены они так, чтоб пассажиры сидя смотрели наружу.


Почему стоит прокатиться на канатном трамвайчике:

  • на нем приятно прокатиться.
  • это хорошая связь между районами Fisherman’s Wharf и Union Square.
  • он существует только в Сан-Франциско.

Стоит принять во внимание:

  • длинные очереди на конечных остановках.
  • много народу в вагончике.

Совет: нет нужды стоять в длинных очередях на конечных остановках (иначе - разворотных кругах, или turntables) - кондукторы всегда оставляют место в вагоне, чтобы подхватить пассажиров по ходу маршрута. Проще пройти вдоль линии пару кварталов и заскочить в вагон или на подножку без всякой очереди (с любой стороны). Помашите водителю рукой, чтобы остановился на вашей остановке.

Полный список Сокращенный список

Для начала

Сан-Франциско является сердцем Силиконовой долины и народной столицей Калифорнии, ежегодно посещаемой миллионами туристов, самостоятельных путешественников, экспатов и бизнесменов со всех стран света. За всю историю мегаполиса рекордным был 2011 год: город посетили 16 миллионов человек и потратили более чем восемь с половиной биллионов(!) долларов.

Город является связующим звеном и так называемым «перевалочным пунктом» между северной и южной Калифорнией. Их соединяет мост , по которому мне не раз приходилось проезжать. Потоки людей ежедневно перемещаются по штату, и в большинстве случаев их путь пролегает через Сан-Франциско.

Из-за крайней популярности в Сан-Франциско идеально развита транспортная система: город переполнен автобусами, троллейбусами, трамваями (их очень много), электричками и прочими видами транспорта.

Автомобильный коллапс

Самый главный совет, который я хотела бы вам дать, если вы останавливаетесь только в Сан-Франциско и не путешествуете за пределы города и окраин, – это не брать автомобиль напрокат (но если мои доводы покажутся для вас неубедительными, о том как арендовать машину читайте ). Город окутан улицами и улочками, по ним изо дня в день плывут толпы людей, велосипедистов и машин, часто случаются пробки, особенно в час пик, а поиск парковки превращается в запутанный квест. В центре почти все улицы односторонние, покрытые трамвайными рельсами, а местность холмиста настолько, что порой при съезде с покатой улочки не видать дороги, по которой едем

Ситуация еще больше омрачается туманом (подробнее о климате в Сан-Франциско читайте здесь), накрывающим город плотным куполом. Он опускается так низко, видимость снижается практически до нуля, а чтобы разглядеть номер двигающейся перед вами машины приходится очень сильно напрячься.

Несмотря на то, что, катаясь по дорогам Калифорнии на авто, я чувствовала себя вполне комфортно, при въезде в Сан-Франциско вся уверенность пропадала напрочь: то в зеркале заднего вида увидишь грозно подъезжающий трамвай, то велосипедист вылетит перед колесами, то людской нескончаемый поток окружит машину на светофоре. Таксисты лихачат в городе покруче наших маршруток, поэтому приходится следить за всем и сразу. В связи с этим в таком мегаполисе как Сан-Франциско общественный транспорт – спасение, особенно для людей, которые только-только прибыли в город.

Система транспорта

Как я уже говорила, общественный транспорт покрывает город хитросплетенной паутиной, поэтому перемещение по разным точкам на карте – не сложная задача.

Канатный трамвай (Cable Car)

Начну с самого известного способа передвижения по Сан-Франциско – это канатный трамвай, визитная карточка города. Сочетает в себе и транспорт, и достопримечательность. Несомненно, «кейбл кар» – яркий и запоминающийся символ Сан-Франциско. Он встречается на открытках и магнитах, картинах в гостиничных номерах и постерах в сувенирных лавках.

Канатный трамвай представляет собой вагон, передвигающийся по рельсам не с помощью электродвигателя, как обычные трамваи, а с помощью силовой тяги механизма, находящегося в депо. Машина наматывает на себя железный трос и тем самым приводит трамвай в действие.

Это самый интересный способ добраться с главной центральной площади Union Square до туристической мекки Fisherman’s Wharf. Это пирс, где можно прогуляться, отведать традиционный густой суп в буханке хлеба и поглазеть на исторические и военные корабли, навечно пришвартованные в гавани.

Канатный трамвай – самый старый вид общественного транспорта, функционирующий в наше время.

Немного истории

Впервые подвесной трамвай пустили в 1873 году, когда в Сан-Франциско открылась канатная дорога под названием Clay Street Hill Railroad. Основателем этой дороги является Эндрю Смит Хэллидай – его имя вошло в историю. Новый способ передвижения пользовался таким успехом, что транспортные ветки других компаний начали расти как грибы после дождя.

Прогресс шел вперед, и приблизительно через два десятка лет появились первые электрические трамваи, которые по затратам на обслуживание и эксплуатацию были более выгодными, чем канатны. Потихоньку их стали замещать. Наконец, землетрясение 1906-го года, самое трагическое и разрушительное для Сан-Франциско за всю его историю, уничтожило практически все оставшиеся канатные дороги и вагоны. Так пришел конец эпохе канатных трамваев.

Но, к счастью, полностью они не исчезли. Ведь Сан-Франциско очень холмистый город с крутыми склонами и подъемами, и поэтому по многим его участкам электрические трамваи просто не в состоянии проехать. На повестку дня встала идея о восстановлении канатных дорог и возвращении традиционных желтых трамвайчиков. Начались продолжительные реконструкции существующих и возведение новых путей.

Сегодня существуют три основные канатные линии в Сан-Франциско, каждая из которых принадлежит отдельной компании. Это Powell&Mason line, Powell&Hyde line и California Line.

Проезд на канатном трамвае

Ищите трамваи в даунтауне, деловом центре города, они курсируют по улицам Сalifornia Street, Hyde Street, Jackson Street, Columbus Ave, Powell Street, Washington Street, Mason Street и Taylor Street.

Все маршруты проходят мимо интересных мест, необычных зданий и достопримечательностей. Популярным пунктом отправления является центральная площадь Union Square, где находятся сразу две остановки трамваев (отмечены на карте выше красными точками).

Проезд обойдется вам в 7$. С информацией о проездных и выгодными предложениями для туристов можно ознакомиться . Приобрести проездной можно в самих трамвайчиках у кондуктора, а также в винтажных стриткарах (читайте ниже) и в специальных терминалах. Карту расположения этих терминалов смотрите . Проездной вы предъявляете при входе в автобус.

Интересно то, что на конечных остановках вагон разворачивают вручную на 180 градусов, и он сразу же едет в обратном направлении. Незабываемое зрелище!

Из окон трамвайчика можно сделать потрясающие снимки. Когда вагон заезжает на холм, практически на высоту птичьего полета, взору открываются захватывающие дух панорамы: крыши высоток уходят в небо, а вдали виднеется океан. У трамваев нет стеклянных окон и дверей, кабины полностью продуваются, что является большим плюсом в жаркий день.

Винтажный трамвай (Heritage streetcar)

Винтажные трамваи – по-другому стриткары – являются еще одним символом главного города Калифорнии. Раньше в Сан-Франциско неоднократно проводились фестивали, посвященные этому виду транспорта.

В наши дни им отведена целая ветка, она называется F-Market & Wharves и является одной из самых популярных линий винтажных трамваев в мире. В день по ней перемещается более чем 20 тысяч туристов и жителей города.

Ветка соединяет знаменитый Fisherman’s Wharf c не менее знаменитой Castro Street. Самый лучший вариант, чтобы посмотреть на все достопримечательности, которые охватывает данный маршрут, – сесть на трамвай на одной из конечных остановок и доехать до другой конечной.

По пути вы будете проезжать много интересных мест: центральную площадь города Union Square, высотки делового центра, красивейшую набережную Embarcadero, с которой открывается вид на залив, проедете мимо паромной станции Ferry Building и популярного туристического пирса «39». Маршрут частично проходит по совершенно невероятной, пожалуй, самой известной улице города Market Street. Она одна из самых необычных, которые я видела. Ее раскрасили в разные цвета, обозначающие раздельный проезд для трамваев, велосипедов и автомобилей. По обеим сторонам улицы растет американский клен, раскинувший пышные зеленые кроны, среди которых затерялись магазины, рестораны, открытые кофейни с манящими столиками на улице, лавочки и интересные шоу-румы.

Проезд на винтажном трамвае

Такое путешествие стоит всего 2.25$ за поездку. При входе в трамвай просто опустите нужное количество монет в ячейку.

Ветка (на фото ниже обозначена оранжевым цветом) работает с 6 утра до часу ночи, трамваи курсируют каждые 10 минут.

Вы можете выйти на любой понравившейся остановке: у вас есть 90 минут, в течение которых действует проездной билет. То есть с ним же вы сможете сесть на следующий трамвай.

Электротрамвай (Tram)

Остальные трамваи в городе являются обыденным и самым распространенным средством передвижения для горожан. Это простые электротрамваи, принадлежащие транспортной компании MUNI (San Francisco Municipal Railway). Их маршруты частично проходят под землей, больше всего в районе даунтауна.

Трамвайная сеть охватывают весь центр города и его окраины, а остановки, на которых висит подробное описание маршрута, вы можете встретить практически в каждом квартале.

Проезд

Проезд, как и в винтажном трамвае, будет стоить 2.25$. Нужно всегда при себе иметь точную сумму, так как водитель сдачи не дает. При входе в трамвай монеты опускаются в ячейку. На каждом трамвае вы увидите бегущую строку с названием следующей остановки и линии маршрута. Трамваи курсируют круглосуточно.

Автобусы. Троллейбусы (Buses. Trolleys)

Этот вид транспорта представляет собой еще одну огромнейшую объединенную транспортную сеть, имеющую 14 линий. Автобусы останавливаются на тех же остановках, где и троллейбусы. Вечером трафик настолько перегружен, что одна из веток начинает функционировать только в час пик.

Проезд

Проезд стоит 2$, оплата производится также как и в трамвае – при входе, талончик действует в течение 90 минут после покупки включая пересадки. Путешествуя на автобусах и троллейбусах вы легко доберетесь до всех достопримечательностей в городе.

На фото ниже изображена обширная автобусно-троллейбусная сеть Сан-Франциско.

Автобусное сообщение работает также 24 часа в сутки.

Метро. Электрички. Поезда (Trains)

BART

В Сан-Франциско отлично развита железнодорожная сеть. Самая известная компания, занимающаяся перевозками, называется BART (Bay Area Rapid Transit) – аналог нашего метро.

С ее помощью около 420.000 пассажиров ежедневно перемещаются по городу, в коммуникацию входит 44 станции: 16 подземных и 28 наземных. Сеть охватывает весь Сан-Франциско и пригороды.

Также на поездах BART можно добраться до аэропортов Сан-Франциско и Окленда, который находится по соседству.

Проезд

Билеты продаются в терминалах на каждой станции, а цена будет зависеть от продолжительности вашей поездки. Стоимость проезда на метро можно рассчитать .

Оплатить можно наличными или любой банковской картой (не зависимо от валюты), что очень удобно. Вообще в Америке почти везде можно расплатиться кредиткой, даже на заправках прямо у колонки.

Caltrain

Еще одна известная транспортная сеть называется Caltrain, она аналогична нашим электричкам. Зона охвата намного шире, чем у BART. На поездах Caltrain можно добраться до таких крупных городов как Сан-Хосе, Санта Клара, Джилрой, Маунтэйн Вью, Пало Альто, Редвуд Сити. Здесь можно ознакомиться с расписанием в будни и расписанием в выходные . Цена поездки будет зависеть от зоны, в которую вы направляетесь, ее можно уточнить .

Все поезда отбывают и прибывают на центральную железнодорожную станцию с одноименным названием San Franсisco, которая находится по адресу 4th& King Street. Туда можно добраться на трамвае из любой точки города.

Проезд

Билеты можно купить на каждой остановке в специальных автоматах, оплата либо наличными, либо, опять же, картой. Есть возможность купить проездной на день, на восемь поездок и на месяц. Многие вагоны сети – двухэтажные, причем сверху сидения располагаются в один ряд.

В поезде имеется несколько вагонов, предназначенных для перевоза велосипедов.

Capitol Corridor

Стоит отметить еще одну железнодорожную сеть Capitol Corridor. Здесь поток людей намного меньше. Поезда напоминают наши ближнего следования. Опять же, что-то схожее с электричкой, но следуют они на большие расстояния.

Примечательность этой сети в том, что на поезде можно доехать до Сакраменто – фактической столицы Калифорнии, находящейся на северо-востоке от Сан-Франциско.

Проезд

Очень удобно, что билеты можно купить онлайн на официальном сайте . Расписание можно посмотреть . Есть возможность приобрести проездной на десять поездок и на месяц.

AMTRAK

AMTRAK – это система поездов дальнего следования, на которых можно путешествовать по всей Америке.

Центральный терминал в Сан-Франциско находится по адресу 200 Folsom Street. До него можно добраться на трамвае из любой части города. Всю информацию по направлениям, ценам и покупке билетов можно посмотреть, пройдя по этой ссылке . Здесь же есть и опция покупки билетов, а также возможность выбора места в вагоне. В поезде имеется отдельный вагон для багажа. В нем вы можете провозить не более 23 кг, все превышения нормы оплачиваются дополнительно.

Паромы

Паромы в Сан-Франциско являются довольно популярным видом транспорта. Особенно это актуально в час пик, когда людям удобнее плыть, а не ехать на работу из северной части города и обратно. На мосту, соединяющем два округа, в это время всегда большие пробки. Туристам будет также интересно воспользоваться паромом.

Очень популярна круговая поездка до Sausalito на полдня. Sausalito – это небольшой населенный пункт, находящийся на севере Сан-Франциско в округе Марин. По пути паром проплывает мимо красивейшего и, наверное, самого известного моста в мире и острова-тюрьмы Алькатрас. Остальные паромные маршруты отходят и прибывают в следующие места: AT&T Park, Ferry Building, Pier 39, Harbor Bay, Alameda Main Street, Jack London Square в Окленде и City of Vallejo. Цена билета зависит от направления, всю информацию можно найти . Расписание можно узнать здесь.

Самой известной паромной станцией и транспортным узлом является Ferry Building, который находится на набережной Embarcadero.

Кстати, рядом с красивым историческим зданием станции по субботам проводится фермерский рынок, где можно купить свежие овощи и фрукты, мед, цветы. А внутри самой станции каждый день работает тоже своего рода рынок, очень стильный, в духе современной Калифорнии, состоящий из маленьких магазинчиков. Больше всего мне понравилась необычная грибная лавка, где продается много разных видов, начиная от сморчков (зависит от сезона), заканчивая трюфелями.

Здесь можно встретить и совсем неизвестные нам грибы.

Ну а местом номер один, которое просто необходимо посетить, будучи в этом здании, является рыбная лавка. Здесь можно попробовать три вида устриц, в том числе и круглые розовые устрицы, которые водятся только в данном регионе. Устрицы продаются поштучно по вполне демократичным ценам. К "двустворчатым" прилагается бумажная тарелка, пластиковая вилка, ломоть багета и уксусный соус. Все очень просто! Мне кажется, это отличное место, где можно вкусно и интересно начать свой день, ожидая паром.

И, конечно же, не забудьте выпить знаковый для Сан-Франциско кофе в кофейне Blue Bottle Coffee по соседству с рыбной лавкой.

Проездной CLIPPER

Проездной CLIPPER – это отличная возможность купить единый билет на все виды транспорта. Он представляет собой электронную карточку и действует на поезда, автобусы с троллейбусами, трамваи, паромы. Также им можно оплачивать некоторые парковки в Bay Area (область залива Сан-Франциско, включающая в себя ближние и дальние пригороды).

Незаменимая вещь для тех, кто длительное время находится в городе и пользуется разными видами транспорта. «Клиппер» пополняется в терминалах оплаты, на кассе в аптеках и супермаркетах, а также онлайн с помощью кредитки. Приобрести карту можно в различных точках, ближайшую к вам можно найти на официальном сайте .

Велосипеды

Популяризация велосипедов в Сан-Франциско

Сан-Франциско – рай для велосипедистов. И это очень необычно для Калифорнии в частности и США в целом, так как Америка была и будет страной автомобилей. Но такая популярность вполне объяснима: на велосипеде проще всего передвигаться по городу, ведь можно остановиться в любом понравившемся месте и тут же припарковаться, заперев свой велосипед около любого забора, столба или ограды.

Практически все автодороги в Сан-Франциско имеют велосипедные дорожки, а недавно активисты установили в некоторых кварталах специальные гаражи-ракушки для велосипедов, которые запираются на электронный замок.

В городе то и дело проводятся какие-либо мероприятия, посвященные данной теме. То объявляют месяц велосипедов, то проводят акции под названием Critical Mass, направленные на расширение велосипедной инфраструктуры. А 12 мая ежегодно провозглашается днем «На работу на велосипеде», и в 2016 году он будет уже 22й по счету. Активисты в этот день призывают людей отказаться от автомобилей и общественного транспорта во имя спорта и здорового образа жизни. Волонтеры выходят на улицы с кофе, закусками и фруктами, чтобы поддержать горожан.

Велосипед напрокат

Тысячи туристов в Сан-Франциско берут велосипеды напрокат. На месте аренды вам выдадут шлем и подробную карту, где обозначены все велосипедные дорожки.

Когда возьмете велосипед, не забывайте о некоторых простых правилах, предусмотренных законом США. За рулем нельзя слушать музыку в наушниках, запрещается заезжать на пешеходный переход на светофорах, в ночное время предписывается обязательно подсвечивать дорогу фарой, а на задней части велосипеда должны быть светоотражатели. И, конечно, пешеходы имеют преимущество в любых ситуациях. Лучше этих правил придерживаться, так как их несоблюдение несет за собой наказание, иногда самое непредсказуемое.

Где взять велосипед напрокат

Арендовать велосипед можно в следующих компаниях:

  1. Blazing Saddles. Здесь велосипед будет стоить от 8$ в час. Находится по адресу 2715 Hyde Street.
  2. Cityride bike rentals. Стоимость велосипеда от 8$ за два часа. Адрес компании 370B LindenStreet.
  3. SF Bike Hut. Стоимость велосипеда 6$ в час. Особенность этой компании состоит в том, что если вы состоите в содружестве San Francisco Bicycle Coalition, и у вас украли ваш велобайк, здесь вам выдадут новый бесплатно сроком на неделю. SF Bike Hut можно найти на Пирсе «40»(Pier 40) рядом с AT&T Ballpark.

Здесь, как и с машинами, – чем дольше время аренды, тем больше скидка.

Велосипедные туры

В городе также предлагаются организованные велосипедные туры, где вы путешествуете в составе группы, а инструктор-экскурсовод показывает вам наиболее интересные места. Это отличная возможность не связываться с картами и не останавливаться на каждом перекрестке в поиске нужной локации.

Такие туры хорошо подходят для туристов, которые только приехали в город и пока плохо ориентируются на местности.

Где заказать тур

В таком мероприятии можно поучаствовать, заказав тур в следующих известных компаниях:

  • SOSF Streets of San Francisco. Экскурсии длятся от трех до семи часов и стоят от 65$. Офис находится на улице 370 Linden Street.
  • Dylan’s Tour. Здесь туры проводятся на электровелосипедах и стоят 95$. Отличительной чертой является организация пикников (так называемых велосипедных привалов) в красивых природных местах. Тур включает в себя закуски и напитки. Компания находится на 782 Сolumbus Avenue.

Обзорные туристические автобусы

Экскурсия на Sightseing Bus – открытом экскурсионном автобусе – замечательный способ насладиться городом, увидеть сразу все его основные достопримечательности, а заодно расширить свой кругозор, прослушав интересную информацию. В городе существуют две компании, занимающиеся турами: Сity Sightseing и Big Bus. У обеих компаний практически один и тот же маршрут. Они делают круговой трип, подъезжая ко всем основным достопримечательностям Сан-Франциско.

По каждой линии ходят десятки автобусов. Принцип такой: вы садитесь в автобус на любой остановке и можете выйти из него тоже на любой остановке, проведя у каждой понравившейся достопримечательности столько времени, сколько вам потребуется, а затем сесть на другой автобус, следующий далее по этому же маршруту. При посадке просто предъявите билет, купленный в самом первом автобусе. Так вы можете кататься целый день до вечера – время последнего автобуса вам скажут при покупке билета, а также дадут подробную карту с маршрутом. Та же схема действует и для билетов, рассчитанных на два дня путешествий.

Меня удивили автобусы Сан-Франциско тем, что там не выдают наушники для прослушивания аудиозаписи, как в большинстве стран мира, – на каждом автобусе работает человек, своего рода тамада, который в микрофон рассказывает о местах, которые вы проезжаете. Если повезет с экскурсоводом, он еще будет шутить и всячески вас развлекать.

Очень мне нравятся такие автобусы, ты одновременно смотришь, слушаешь, едешь и не нужно думать ни о пересадках, ни о том, где купить билетик, ни как добраться до нужного места. Все автобусы красного цвета и двухэтажные, так что их очень сложно не заметить.

На втором этаже в солнечную погоду экскурсия превращается в сплошное наслаждение.

Цены на туры

  • Компания City Sightseeing: билет продолжительностью на день стоит 30$. Можно взять на два дня 2 дня за 55$.
  • Компания Big Bus: Билет на день 45$, на 2 дня 54$. Выгода очевидна!

Билеты можно купить на сайтах компаний онлайн, а затем при входе в автобус с экрана телефона показать штрих код, это очень удобно. Также вы можете приобрести билеты на любой остановке у сотрудника, одетого в форму компании.

Такси

Наконец, если вы не хотите связываться ни с одним из перечисленных видов транспорта, а желаете быстро и удобно добираться до любой части города, вам подойдет такой вариант, как такси. К тому же в Сан-Франциско услуги такси стоят очень дешево по сравнению с Европой или даже с Нью-Йорком. Правда, как и во всех мегаполисах, вам стоит быть готовым к пробкам, особенно в час пик. Чтобы остановить машину, достаточно поднять руку.

В городе существует несколько автомобильных компаний, но ценник везде одинаковый. По установленному образцу минимальная сумма при посадке в такси на счетчике составит 3.10$. Далее вы платите дополнительные 45 центов за каждые полторы мили. Однако стоит помнить, что пассажиры сами платят за проезд по мостам и участкам платных дорог.

Чтобы заказать такси, звоните по телефонам:

  • Yellow Cab. Время работы: круглосуточно. Телефон: +14153333333
  • SF Green Cab. Время работы: до 12 ночи. Телефон: +14156264733
  • DeSoto Cab Co. Время работы: круглосуточно. Телефон +18776212170
  • Uber Company. К счастью, старый добрый Uber функционирует и в Сан-Франциско. На мой взгляд, это самый удобный вид такси. Здесь вам не придется вылавливать машину на дороге или разговаривать с оператором, объясняя где вы находитесь. Достаточно с любого устройства заказать такси, программа сама определит, где вы находитесь на карте. Такси приедет в точно установленное место и время.

Около больших отелей и главных достопримечательностей вы можете увидеть длинные стоянки такси.

Подходите только к первой по счету машине в линии, так как такси работают в порядке живой очереди.

Надеюсь, я вам дала подробную и понятную информацию по всем видам транспорта в Сан-Франциско. Что говорить, этот город будет одинаково прекрасно смотреться из любого окна, будь то окно такси, трамвая или скоростного поезда.

Есть что добавить?

Статьи по теме: