Произведения связанные с темой отцы и дети. Анализ произведения "Отцы и дети" И.С

Роман был Написан Тургеневым накануне отмены крепостного права, в те времена в России стали появляться люди нового прогрессивного типа – революционеры-нигилисты. В своем произведении писатель дал яркое описание таким людям, готовым все разрушить, чтобы строить новое. В XIX веке в силу складывающейся в стране исторической обстановки все наиболее значимые литературные произведения поднимали на своих страницах важнейшие философские, социальные и этические вопросы современности.

Для русской классической литературы главным качеством всегда являлось богатство проблематики, часто отражающееся даже в названиях произведений. Роман Отцы и Дети принадлежит к особой группе русских произведений, в заглавиях которых заключены антитезы, как например «Преступление и наказание» «Война и мир» и др. Уже названием своего романа Тургенев подчеркивает описанный в нем конфликт отцов и детей, нового и старого, смены поколений. В столкновении главных героев показана жизненная закономерность, выявляющая глубочайшую пропасть в мировоззрении двух поколений. Описанный в романе конфликт говорит о том, что в обществе назрели глубокие преобразования.

Спор поколений

Главные герои романа разделены на две основные группы – «лагерь» отцов и «лагерь» детей. Главными представителями «отцов» выступают старшие Базаровы и Николай и Павел Петрович Кирсановы, в лагерь «детей» входят Евгений Базаров, Аркадий Кирсанов и Анна Одинцова. Решать вопрос о том кому предстоит совершать назревшие преобразования, консерваторам-отцам или революционерам-детям Тургенев предоставляет читателю. В спорах между разночинцем Базаровым и дворянином Кирсановым, на которых построен сюжет романа, Тургенев показывает острую борьбу демократических и либеральных мировоззрений. Вопросы связанные с отношением к народу, труду, науке, искусству волнующие самых передовых людей того времени также поставлены писателем в своем произведении. Какие реформы нужны экономике, сельскому хозяйству, в чем заключаются принципиальные разногласия между либералами и демократами, все эти вопросы задаются в спорах происходящих между Базаровым и Кирсановым. Революционер-нигилист Базаров не верит в способность либеральной демократии вести Россию к будущему. Аристократ Кирсанов считает, что только образованное либеральное дворянство, отстраненное от бытовой народной грязи способно двигать общество к прогрессу. Идейные споры героев-антгонистов приводят к дуэли, которая некоторым образом меняет их непримиримые позиции.

Проблемы противоборства мировоззрений поколений является довольно актуальными и в наше время. Консервативные отцы, которые воспитывались на других идеалах и сейчас зачастую отказываются понимать и не признают нравственных ценностей своих детей. Поэтому роман Отцы и дети, поднимающий эти вопросы, до сих пор изучают в школах и ВУЗах, и он не зря входит в классику русской литературы.

Иван Сергеевич Тургенев в феврале 1862 года публикует свой роман под названием "Отцы и дети". В нем он попытался показать читателю того времени трагический характер нараставших общественных конфликтов.

В этой статье мы проведем "Отцы и дети", выясним, какие проблемы затрагиваются в этом романе, какова авторская мысль.

Перед нами предстают хозяйственные неурядицы, разложение традиционного быта, обнищание народа, разрушение связей с землей крестьянина. Беспомощность и бестолковость всех сословий угрожает то и дело перерасти в хаос и разброд. На этом фоне разворачивается спор о том, как спасти Россию, который ведут представляющие две основные группы русской интеллигенции герои.

Семейный конфликт

Отечественная литература всегда проверяла прочность и устойчивость общества семейными отношениями, что следует отметить, проводя анализ произведения "Отцы и дети". Роман начинается с изображения конфликта в семье Кирсановых между сыном и отцом. Тургенев идет еще дальше, к столкновению политического, общественного характера.

Основные взаимоотношения персонажей раскрываются в основном с точки зрения идей. Это находит отражение и в том, как строится роман, в котором большую роль играют споры главных героев, их мучительные раздумья, страстные речи. Иван Сергеевич не превращал персонажей произведения в выразителей авторских идей. Достижение этого писателя - умение связать органически движение даже наиболее отвлеченных представлений героев с их жизненными позициями.

Отношение к современности главных героев

В анализ произведения "Отцы и дети" следует включить и отношение разных его персонажей к современности. Одним из главных критериев в определении человеческой личности для писателя было то, как она относится к окружающей жизни, текущим событиям. Первое, что бросается нам в глаза, если мы обратим внимание на "отцов" - Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых, это то, что, в сущности, они не такие старые люди, но при этом не приемлют и не понимают того, что происходит вокруг. Анализ романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" подтверждает эту мысль.

Павел Петрович считает, что усвоенные им в молодости принципы выгодно отличают его от тех, кто прислушивается к современности. Но Иван Сергеевич Тургенев показывает, что в таком упрямом желании выразить презрение к современности этот герой просто комичен. Он исполняет некую роль, со стороны выглядящую смешной.

Николай Петрович в отличие от его старшего брата не столь последователен. Он даже отмечает, что молодежь ему нравится. Но, как выясняется, он понимает в современности лишь то, что мешает его покою. Например, лес он решил продать на сруб лишь потому, что он должен был через несколько месяцев отойти к мужикам.

Положение крупной личности по отношению к современности

Иван Сергеевич считал, что любая крупная личность всегда находится в естественных отношениях к своему времени. Таким является Базаров. Несамостоятельные, мелкие люди живут в вечном ощущении разлада со своим временем. Павел Петрович Кирсанов принимает эту дисгармонию как неправоту современности, то есть отрицает сам ход времени, застывая тем самым в своем консерватизме, а люди другого типа (о них мы отдельно напишем чуть ниже) пытаются догнать его.

Ситников и Кукшина

В своем романе Тургенев вывел несколько таких образов, которые стремятся поспешать за стремительно меняющимся течением времени, что необходимо непременно отметить, проводя анализ произведения "Отцы и дети". Это Ситников и Кукшина. В них данная черта выражена однозначно и очень ярко. С ними Базаров говорит обычно пренебрежительно. С Аркадием ему труднее.

Он не столь мелочен и глуп, как Ситников. Разговаривая с дядей и отцом, Аркадий разъяснил им довольно точно такое сложное понятие, как персонаж интересен уже тем, что не признает Базарова "своим братом". Отношение это сближало с ним последнего, заставляло мягче к нему относиться, снисходительнее, чем к Ситникову и Кукшиной. У Аркадия, однако, все-таки имеется желание поймать что-то в нигилизме, приблизиться как-то к нему, и он цепляется лишь за внешние признаки.

Ирония в произведении

Следует отметить важнейшее качество стиля Ивана Сергеевича, присутствующее и в романе "Отцы и дети". Анализ произведения показывает, что и в нем, как и с самого начала своей литературной деятельности, этот писатель широко использовал прием иронии.

В романе "Отцы и дети" этим качеством он наградил Базарова, который применяет его весьма разнообразно: ирония для этого героя - средство отделить себя от другого, которого он не уважает, либо служит для того, чтобы "поправить" человека, который ему еще не безразличен. Таковы его иронические приемы при общении с Аркадием.

Евгений владеет и другим видом иронии - самоиронией. Он относится иронически и к своему поведению, и к своим поступкам. Вспомним, например, сцену дуэли Павла Петровича с Базаровым. В ней он иронизирует над своим противником, но не менее зло и горько - над самим собой. Анализ сцены дуэли в "Отцы и дети" позволяет лучше понять характер Базарова. В подобные минуты обаяние этого персонажа раскрывается в полной мере. Никакой самовлюбленности, никакого самодовольства.

Нигилизм Базарова

Тургенев проводит этого юношу по кругам непростых жизненных испытаний, которые с настоящей объективностью и полнотой обнаруживают степень правоты и неправоты этого героя романа "Отцы и дети". Анализ произведения показывает, что отрицание, "полное и беспощадное", можно оправдать как единственно возможную попытку изменить мир, при этом покончив с противоречиями. Но для создателя романа бесспорно и то, что присутствующая в нигилизме логика неизбежно приводит к свободе без всяких обязательств, к поискам без веры, к действию без любви. Писатель не может найти в этом движении творческой, созидающей силы: изменения, которые для реально существующих людей предусматривает нигилист, по сути равносильны их уничтожению, как показывает проведенный писателем анализ. "Отцы и дети" раскрывает эти противоречия самой натурой представляющего это движение героя.

Переживший любовь и страдания Базаров не может уже снова быть последовательным и цельным разрушителем, непоколебимо самоуверенным, безжалостным, ломающим просто по праву сильного других людей. Но и подчинить свою жизнь самоотречению, смириться, искать утешения в чувстве долга, в искусстве, в любви к женщине этот герой также неспособен - он слишком горд, зол, необузданно свободен для этого. Смерть оказывается единственным выходом.

Заключение

Заканчивая наш анализ "Отцы и дети", отметим, что этот роман вызвал ожесточенную полемику в литературе XIX века. Тургенев верил, что его творение будет способствовать сплочению различных общественных сил, что общество прислушается к предупреждениям писателя. Но мечта о дружном и едином русского общества так и не осуществилась.

На этом закончим наш анализ по произведению "Отцы и дети". Его можно продолжить, отметив и другие моменты. Предоставим читателю возможность поразмыслить над этим романом самостоятельно.

Воплощением исторического движения, исторического перелома в романе является один герой — Базаров . Появление его в помещичьей усадьбе или на балу воспринимается и им, и окружающими как «вылазка» во враждебный стан. Назвав роман «Отцы и дети» и окружив Базарова не учениками, которые способны пойти дальше, а недостойными идти по его стопам, Тургенев на него возложил миссию представлять молодое поколение, «детей». Базаров сознательно ставит перед собой цель служить прогрессу общества, отрицать и уничтожать то, что тормозит развитие. Тургенев писал о своем герое: «…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». Он представляет свое время и революционную природу молодости, в нем воплощается поколение «детей», не желающих оплачивать нравственные долги отцов, нести ответственность за старое зло.

Сделав средоточием романа споры Базарова с носителем дворянской культуры Павлом Петровичем Кирсановым, Тургенев дал понять, кому из них принадлежит будущее: сын лекаря, бедняк, проповедующий материализм, отвергающий утвержденные и освященные современным государством институты и идейные концепции, — носитель неотвратимых тенденций развития общества, он разбивает своего утонченного оппонента по всем пунктам, тем самым доказывая преимущество новой культуры. «Это торжество демократизма над аристократией», — так оценивает Тургенев смысл изображенной им ситуации.

Писарев отмечает, что у Павла Петровича нет убеждений. Вместо них он придерживается принципов, которые трактует на свой манер: главное, по его мнению, соблюдать внешние приличия и не щадить усилий, направленных на то, чтобы считаться джентльменом. Суть Павла Петровича заключается в том, что он придает большое значение внешней форме, не заботясь о ее содержании. Подтверждением данного высказывания может служить описание кабинета Павла Петровича.

Между Базаровым и Павлом Петровичем много общего: оба питают пристрастие к «внешним эффектам»; оба отличаются «неорганичностью» с окружающим их миром. Базаров нетерпимо относится ко всему уродливому и недееспособному, что есть в Павле Петровиче, впадая при этом в крайность. Он отрицает жизненные установки «отцов». Базаров, по сути, — Павел Петрович с точностью до наоборот. На отрицании нельзя ничего построить, так как суть жизни состоит не в отрицании, а в утверждении.

Николай Петрович Кирсанов, который не вступает в полемику с Базаровым, является настоящим оппонентом лидеру нигилистов. Он обладает знанием, которое невозможно передать словами, так как его можно лишь почувствовать. Мироощущение Николая Петровича, поведение, которое лишено внешней вычурности, а также душевная широта противостоят все отрицанию нигилистов и недоступны пониманию «уездного аристократа».

Сын Николая Петровича, Аркадий, осознает, что идеи Базарова несостоятельны, а потому склоняется к житейской мудрости, которой обладает Катя.

В своей любви, которую он так настойчиво отрицал, не желая себя ломать, Базаров проявляется как человек. Убеждения его вступают в противоречие с его человеческой сущностью. От убеждений он не может отказаться, и убить в себе человека он тоже не в состоянии. Он умирает потому, что для него нет выхода. Тургенев сам объяснял гибель Базарова не любовным недугом. За смертельной, как бы случайной болезнью героя писателю виделся рок, преследующий носителей исторического прогресса, людей, признанных воплощать новое в жизни общества, стоять в «преддверии будущего».

В романе множество описаний природы, которые приводят читателя к выводу о том, что природа — храм, а не мастерская, что человек счастлив лишь тогда, когда живет в гармонии с окружающим миром.

Вечная природа, несмотря на то что Базаров посягал на ее спокойствие, дарит Базарову последнее успокоение. На могилу к Базарову приходят его родители, давшие ему жизнь, с которой он так неразумно обошелся. Базаров уходит из жизни, не завершив своей миссии, он не оставляет достойных себя последователей, масштаб его личности столь велик, что рядом с ним все кажутся мелкими, но сама значительность этого героя свидетельствует о том, что подобному характеру еще предстоит сыграть свою роль в исторической жизни страны.

Д. И. Писарев о романе «Отцы и дети »

«В романе нет ни завязки, ни развязки, ни строго обдуманного плана; есть типы и характеры; есть сцены и картины, и, главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко-прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни… Мы видим в нем типы настоящей минуты и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание художника».

«В его (Базарова) личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах… Как эмпирик, Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык… Вследствие этого наслаждения красотами природы, музыкою, живописью, поэзиею, любовью женщины вовсе не кажутся ему выше и чище наслаждения сытным обедом или бутылкою хорошего вина… На людей, подобных Базарову, можно негодовать… но признавать их искренность — решительно необходимо…»

«Работает он без цели, для добывания хлеба насущного или из любви к процессу работы, а между тем он смутно чувствует по количеству собственных сил, что работа его не останется бесследною и к чему-нибудь приведет. Базаров чрезвычайно самолюбив, но самолюбие его незаметно именно вследствие своей громадности. Его не занимают те мелочи, из которых складываются обыденные людские отношения; его нельзя оскорбить явным пренебрежением, его нельзя обрадовать знаками уважения; он так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в своих собственных глазах, что делается совершенно равнодушным к мнению других людей».

«Им управляют только личная прихоть или личные расчеты… Впереди — никакой высокой цели; в уме — никакого высокого помысла, и при всем этом — силы огромные!»

«Если базаровщина — болезнь, то она болезнь нашего времени, и ее приходится выстрадать».

«Он сплеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает… Выкраивать других людей на одну мерку с собою значит впадать в узкий умственный деспотизм… Базаров основательно знает естественные и медицинские науки; при их содействии он выбил из головы всякие предрассудки; затем он остался человеком крайне необразованным; он слыхал кое-что о поэзии, кое-что об искусстве, не потрудился подумать и сплеча произнес приговор над незнакомыми ему предметами».

«Личность Базарова замыкается в самом себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных ей элементов».

«Для Базарова нет женщин, способных вызвать в нём серьезное чувство и с своей стороны горячо ответить на это чувство».

«Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг… Рассудочность Базарова была в нем простительною и понятною крайностью; эта крайность, заставлявшая его мудрить над собою и ломать себя, исчезла бы от действия времени и жизни; она исчезла точно так же во время приближения смерти. Он сделался человеком, вместо того чтобы быть воплощением теории нигилизма…»

«Онегин холоднее Печорина, и потому Печорин дурит гораздо больше Онегина, кидается за впечатлениями на Кавказ, ищет их в любви Бэлы, в дуэли с Грушницким, в схватках с черкесами, между тем как Онегин вяло и лениво носит с собою по свету свое красивое разочарование. Немножко Онегиным, немножко Печориным бывал и до сих пор бывает у нас всякий мало-мальски умный человек… Рядом с этими скучающими трутнями являлись и до сих пор являются толпами люди грустящие, тоскующие от неудовлетворенного стремления приносить пользу… Горячее желание Рудиных и Бельтовых пристроиться к практической деятельности и видеть плоды своих трудов и пожертвований остается бесплодным… Из-за Рудиных выдвинулось новое поколение, которое с укором и насмешкой относилось к своим предшественникам… Они сознают свое несходство с массою и смело отделяются от нее поступками, привычками, всем образом жизни. Пойдет ли за ними общество, до этого им нет дела. Они полны собою, своею внутреннею жизнью и не стесняют ее в угоду принятым обычаям и церемониалам… У Печориных есть воля без знания, у Рудиных — знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».

«Тургенев, очевидно, не благоволит к своему герою. Его мягкую, любящую натуру, стремящуюся к вере и сочувствию, коробит от разъедающего реализма; его тонкое эстетическое чувство, не лишенное значительной дозы аристократизма, оскорбляется даже самыми легкими проблесками цинизма…»

«Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Этого на первый раз довольно, чтобы составить себе понятие о силах Базарова, о тех силах, которых полное развитие могло обозначиться только жизнью…»

«Смысл романа вышел такой : теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни».

Герои романа

Аркадий

«Аркадий не любит своего друга, а как-то невольно подчиняется неотразимому влиянию сильной личности… напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись».

Павел Петрович

«Дядя Аркадия, Павел Петрович, может быть назван Печориным маленьких размеров… Убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит… В глубине души Павел Петрович такой же скептик и эмпирик, как и сам Базаров».

Ситников и Кукшина

«Юноша Ситников и молодая дама Кукшина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины… Ситниковы и Кукшины всегда останутся смешными личностями…»

В романе «Отцы и дети» Тургенев ставит проблемы разного характера: любви и понимания, разногласия поколений отцов и детей…

Затрагивает он и тему дружбы истинной и мнимой. Так, другом главного героя, Базарова, уже с первых страниц произведения считается Аркадий Кирсанов. Но уже в начале мы понимаем, что они разные люди. Каков же Аркадий по своему характеру?

По своим взглядам на жизнь Аркадий относится к лагерю «отцов». Правда, он искренне увлекается теориями Базарова, стремится подражать ему и выдаёт себя за такого же «правоверного», как и его приятель. Впрочем, герой часто забывает о своём «нигилизме», о своей новой роли.

Аркадий обнажает свое идейное родство с отцами. Он то и дело защищает их: пытается убедить Базарова, что Павел Петрович – «золотой человек». Он упрекает Базарова в том, что тот резко обошёлся с Павлом Петровичем и оскорбил его: «Он глубоко несчастен, презирать его грешно». Наконец, Аркадий совсем освобождается из-под чуждого ему влияния Базарова и находит своё душевное успокоение с младшей сестрой Одинцовой. Отдельными тонкими штрихами Тургенев раскрывает процесс «перевоспитания» Аркадия Катей. Это процесс его превращения из случайного попутчика нигилиста Базарова в благовоспитанного, либерального помещика, не осмеливающегося даже громко произнести тост за своего бывшего товарища. Мне кажется, был прав Д.И. Писарев, сравнивая Аркадия с куском чистого и мягкого воска: «Вы можете сделать из него всё, что хотите, но зато, после вас, всякий другой сможет сделать всё то, что этому другому будет угодно». Согласно прогнозу критика, из Аркадия в перспективе мог бы выйти не более, чем «расформированный Манилов». Таков Аркадий.

Базаров же - совершенно противоположная ему по характеру личность. Этот человек принадлежит лагерю «детей», и не по возрасту, а по своим идейным убеждениям. Базаров - сильный человек, имеющий определённый кодекс чести, морали и принципов, отстаивать которые он готов, несмотря ни на что. Этот герой привык преодолевать трудности, возникающие у него на пути, и руководствоваться лишь своими идеями.

В отличии от Аркадия, который, попав под влияние Базарова, начал увлекаться нигилизмом, главный герой искренне убеждён в правильности своих взглядов. В споре с «отцами» (Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми) Базаров не позволяет им убедить себя в правильности их убеждений. Он, по своему характеру, не может принять «чужую правду», пусть она даже и будет частично верна. Выбрав однажды свой жизненный путь, Базаров следует ему до конца.

Как видим, Аркадий и Базаров - это совершенно разные люди. Аркадий умеет идти на уступки, приспосабливаться, подстраиваться и, в конечном счёте, он устраивает свою судьбу. Базаров же из-за своих жизненных принципов подвергается душевным терзаниям. Но это было неизбежно.

Основа острого конфликта, выявление основных противоречий между Аркадием и Базаровым раскрывается в их диалоге. «Ваш брат – дворянин, - говорит Базаров Аркадию, - дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не дерётесь - и уже воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим».

Неслучайно это место в романе привлекает внимание исследователей творчества Тургенева (например, Бродского). Некоторые критики считали, что сцена «прощания Базарова и Аркадия – это исторически точное воспроизведение разговоров двух общественных классов накануне «крестьянской реформы».

Действительно, как могут быть друзьями люди разных классов? Базаров, наделённый более сильным характером, постоянно подавлял Аркадия. Он относился к нему снисходительно, покровительственно: «Ах, да! Птенец этот. Нет, ты его не трогай. Он теперь в палки попал», - говорит главный герой о своём мнимом друге.

Почему так? Возможно, потому, что Базаров видит лишь внешнюю оболочку человека и плохо разбирается в тонкостях души. Вспомним, ведь он экспериментатор, человек, отрицающиё всё «нематериальное», духовное. Потому Базаров и считает Аркадия просто более молодым, ещё наивным и простодушным человеком. Но мы–то теперь понимаем, что он совсем другой.

Итак, перед нами два совершенно разных типа героя. Евгений Васильевич Базаров – целеустремлённый, принципиальный, никогда «не сознающий своих позиций» человек, с одной стороны. И Аркадий Кирсанов, не умеющий отстоять свою точку зрения (да у него её и нет), слабый, влекомый, с другой. Тургенев специально сталкивает этих двух героев, возводит их в «ранг друзей», чтобы ещё резче подчеркнуть эти различия между ними, различия не только отдельных личностей, но и двух поколений - «отцов» и «детей».

Чтобы правильно понять идею романа «Отцы и дети», действие которого происходит в 1859 году, нужно припомнить, что переживало русское общество после 1855 года. Севастопольская война, стоившая России очень много жертв, наглядно показала правительству и обществу, что прежний порядок жизни был несовершенен, и что необходимы коренные реформы.

Вся русская жизнь подвергалась самому серьезному и беспощадному анализу. Прежде всего, осуждению подвергалось крепостное право, затем бичевались различного рода общественные злоупотребления, взяточничество, казнокрадство, семейный деспотизм и прочее. Вместе с этим, началось увлечение материалистической философией, шедшей с запада. Эта философия, отвергавшая все прежние вековые устои, выработанные человеческой мыслью, как нельзя более подходила к обличительному тону, господствовавшему в русском обществе.

Молодое поколение с жаром принялось за чтение книг, в которых излагалось материалистическое мировоззрение. Как часто бывает, молодежь в своем отрицании дошла до крайностей; возникло стремление отрицать все старое потому только, что оно старое. Тургенев отлично подметил это явление и в своем романе провел ту мысль, что отрицательное направление не имеет прочной основы и не дает счастья человеку. Но дети стоят выше отцов по своему умственному развитию и жажде труда.

Статьи по теме: