Специальность "Издательское дело" (бакалавриат). Редактор в издательстве Редакторское дело

Редакторы бывают разные. Они могут работать на телевидении, на радио, в киноиндустрии. А также в книжных издательствах и периодике.

Я - редактор-издатель. Моя стихия - тексты, книги и журналы (в том числе электронные). Художественный редактор, например, тоже работает с изданиями. Но мое отличие в том, что я работаю большей частью с текстами.

Вы уже знаете, чем отличается редактор от корректора? Нет? Объясняю.

Корректор (от лат. corrector - исправитель) - это специалист, который читает текст после редактора. Он исправляет пропущенные орфографические и пунктуационные ошибки, удаляет лишние пробелы, вставляет недостающие, смотрит, не стоит ли тире вместо дефиса и наоборот. Иными словами, отслеживает ошибки, правильность оформления текста и пр. А вот содержание, смысл текста - это не его головная боль. О содержании должен думать редактор. Редактор (от лат. redactus - приведенный в порядок) - это специалист, который отбирает произведения для публикации или заказывает их авторам. Он же помогает автору устранить недостатки, расставить акценты, выразить главную мысль.

(Надо сказать, что в западной практике существуют два вида редакторов. Первые (copy editor ) готовят рукописи к печати. Их также можно назвать литературными редакторами. Вторые (commissioning editor ) специализируются на формировании редакционного портфеля: отбирают или заказывают рукописи авторам, разрабатывают идеи будущих книг.)

Но! Руководство жизнью периодического издания или сайта - это тоже редактирование.

Поэтому, если кто-то говорит: "Петр Иванов редактирует газету", - вовсе не обязательно, что он вычитывает все тексты, выправляя огрехи. Это может означать, что он руководит процессом в целом. Он определяет концепцию, направление, ему подчиняются редакторы разделов, колумнисты, выпускающие, ответственный секретарь, литературные редакторы, корректоры, дизайнеры, верстальщики… Т.е. все специалисты, отвечающие за творческую и техническую сторону процесса.

Многие издания настолько объемны, что один человек спланировать, заказать, оценить все тексты, а потом еще и выправить их - просто не может. Этим занимается целый коллектив.

Лично мне больше нравится работать с отдельными проектами - книгами, текстами. На 200% нравится работа с художественными произведениями. Они требуют какой-то глубинной, очень личностной отдачи. Здесь работает вся гуманитарная часть тебя.

Хотя сайтом заниматься мне тоже очень нравится. Но по другим причинам: это как lego , конструктор из текстов, картинок, концепций, тем… И многое в твоих руках. Не всё, но многое.

Главный поединок

Как я уже сказала, редактор работает с авторами. Дело это нелегкое и часто превращается в настоящий поединок. С одной стороны - редактор со своими эстетическими принципами и концепцией издательства, с другой - автор. У автора есть полное право отстаивать свой художественный стиль, свой замысел или главную идею.

Но для редактора самое трудное - не тогда, когда автор упирается, а когда он писать не умеет вовсе. Но почему же издательство с ним работает? А для этого есть разные причины.

И все-таки я очень хорошо понимаю авторов, которые с подозрением относятся к каждому редакторскому исправлению. Потому что ведь и редакторы бывают плохими. Не каждому можно свой текст доверить без потерь. И не каждому издательству. Не каждому журналу или сайту. С другой стороны, у каждого издания свои особенности, требования. Слово «формат» ведь не с неба упало - это реальность. Т.е. взаимопонимание между сторонами - вещь трудная.

Суть работы

Редактор работает и с формой, и с содержанием. И часто текст - это своего рода логическая задача. Например, автор пишет: «Я не видел Сергея. Было так темно, что я не мог никого не заметить». Чувствуете подвох?

Или: «В стройотряде Марк с товарищами по утрам отправлялся рыть траншеи, крыть крыши, строить коровники…» Тут даже не нужно быть логиком. Для человека, который знает жизнь реальную, а не по книгам, ясно, что коровник за одно утро не построишь. Что на коровник может уйти всё лето.

Или: «Анна вышла в сад и увидела Педро, стоящего под дубом. Он был по-весеннему зелен и шумел кроной под порывами ветра». Вроде бы и понятно, что кроной шумел не Педро, но больно уж потешно получается.

Что касается стиля… Тут сложнее. Стиль и авторское «Я» неразделимы. И все же есть некоторые законы. Приведу хрестоматийный пример.

Горький, как известно, злоупотреблял определениями. И вот Чехов ему (тогда еще Пешкову) пишет: «У Вас так много определений, что вниманию читателя трудно разобраться и оно утомляется. Понятно, когда я пишу: "человек сел на траву"; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: "высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь". Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».*

Замечательный редакторский совет писателя писателю!

Читать или писать?

Плох тот редактор, который сам писать не любит. Это значит, что он отводит себе роль судьи, не понимая ни природы творчества, ни чувств автора - ничего! Если бы Чехов не был писателем, он бы не мог дать Пешкову никакого совета. Потому что такой совет нужно выстрадать.

Это не просто редактор, который любит время от времени писать. Это тот, чья работа состоит в составлении обзоров и написании статей.

Еще одна ипостась профессии - рерайтер. Это тот, кто вгрызается в текст гораздо глубже, чем того требует простое литературное редактирование. Он может вообще всё в тексте переделать, поменять что-то местами, что-то вписать… Т.е. практически пишет заново. (Потому он так и называется.) Если тема интересная, то и работа доставляет удовольствие.

Я совершенно не понимаю редакторов, которые писать не любят. Такой коллега обязательно возразит что-то в том духе, что «он не писатель, он читатель». Очень глупо. И бездарно, доложу я вам.

Профессиональная деформация

Бывает ли у редакторов профессиональная деформация?

Да, бывает. Во-первых, если ты редактор, то каждую фразу услышанную взвешиваешь на весах. На предмет логичности, стиля, грамотности. На предмет банальности/оригинальности.

И ляпы всевозможные, которых пруд пруди вокруг, вгоняют в тоску. И мысль при этом гложет такая: «Вот! Приучают людей! Неприкосновенных называют неприкасаемыми (противоположные по смыслу слова), говорят "одевать" вместо "надевать"… Куда катится мир!!!»

Да и людей уже оцениваешь по тому, как они разговаривают. Если человек не звони т, а зво нит, - пиши пропало. Хоть ты тресни, но я уже не могу воспринимать его всерьез. И это ужасная нелепость с моей стороны, и я с этим борюсь.

Есть еще большой грех для редактора - вообразить себя судьей автора. Вот это как раз свойственно редакторам, которые сами не пишут.

А еще редакторы любят цепляться за формальности: «Ах! У вас в абзаце слово "редактор" повторяется несколько раз! Ах, у вас тут стоит "во-вторых". А где "во-первых»???!!!" Чтобы объяснить такому редактору его неправоту, нужно дать ему образование, заставить читать классику и научить писать.

Такие редакторы - это мученики, которые при этом мучают других.

Но даже у талантливого редактора со временем может появиться зашоренность. Непосредственность восприятия уменьшается, съеживается и с годами, я боюсь, может исчезнуть вовсе. Чтобы этого не случилось, рецепт один: читать хорошие книги - ту же классику.

Хорошие книги - это ключевая вода для редакторского ума. Она смывает налет рабочей рутины, информационного шума, в котором все мы живем.

И тысячу раз счастлив тот редактор, что работает с талантливыми авторами.

Печальные моменты

Поверхностные авторы часто бывают очень плодовиты. Это проблема. Открываешь текст, продираешься сквозь сложные наукообразные фразы, и обнаруживаешь, что там нет ни одной свежей мысли. Вот такие моменты доводят до отчаяния. Столько трудов - и все впустую?!

И еще ненавижу читать неряшливые тексты, написанные одной левой. Иногда открываешь, а там - сарай, а не текст. Куча опечаток, точки стоят в километре от фразы и пр. Сижу и ставлю точки на место. Бредовое занятие. И бросить не могу, потому что корректор, даже если он очень хороший, может что-нибудь пропустить. Да и невежливо это - отдавать корректору текст в таком виде.

Как выглядит карьера?

Периодика. В бумажных или интернет-изданиях, в информагентствах редакторами часто становятся журналисты.

Карьерная лестница может быть такой: корреспондент - редактор отдела - выпускающий редактор. (Выпускающий редактор отвечает за размещение материалов, соблюдение сроков и пр.)

Кроме того, существуют литературные редакторы (заняты исключительно текстами), ответственные секретари (координаторы процесса: задания, сроки и пр.).

Ответственного секретаря иногда путают с выпускающим редактором. В их обязанностях действительно есть много общего. Но есть одно важное различие: ответсек текстом как таковым обычно не занимается.

И наконец, главный редактор - это вершина. Должность главреда сопряжена с администрированием и с публичной деятельностью. По идее он тоже должен читать статьи, поступающие от авторов, давать им задания и пр. Но я знаю примеры, когда главный редактор ограничивается общим руководством, контактами с властью и другими СМИ.

Книжные издательства. В книжном издательстве в наши дни тоже всё может выглядеть по-разному. В маленьких издательствах редактор может быть и литературным редактором, и ведущим (руководит работой над изданием). Он же отчасти корректор и даже дизайнер. Он же контактирует с типографией.

В крупных издательствах существует разделение труда - это добавляет порядка и заметно облегчает жизнь.

В книжном издательстве свои силы можно попробовать в качестве внештатного редактора. Или, если позволяет образование, устроиться младшим редактором - человеком, который помогает ведущему редактору в организационных вопросах.

Со временем можно стать ведущим редактором - так называется редактор книги, который отвечает за её выпуск в целом, в отличие, например, от художественного редактора, который отвечает лишь за художественное оформление.

Ведущий редактор решает, публиковать произведение или нет, работает с автором и т.п., и т.д. Он же организует работу других сотрудников над изданием. Иными словами, занимается полноценной редакторской работой.

Как стать редактором?

Надо начать с вопроса: «А могу ли я быть редактором?»

Можете, если вас интересует литература, если вы любите и читать, и писать, если у вас достаточно усидчивости и въедливости, если вас привлекает творчество и не пугает рутина.

Еще один важный момент - грамотность. Вы не сможете работать редактором, если пишете жи/ши через ы , а запятые расставляете по законам симметрии, а не русского языка.

Чтобы стать профессиональным редактором, нужно получить образование по специальности «издательское дело и редактирование». Лично я училась в вузе, который в наши дни называется Московским государственным университетом печати (МГУП).

Но также хорошие редакторы получаются из дипломированных филологов и литераторов. Из журналистов, если говорить о периодике.

Но образование - это только база. К ней нужно приложить опыт, профессиональную и общую эрудицию, пытливый ум и постоянную работу над собой.

Начинающему редактору важно определиться, какая тема ему ближе. Экономика? Политика? Экология? Религия? Художественная литература?

Иначе получится, что редактор - это всё и ничего, на все руки мастер, профессиональный дилетант.

Тема - это вообще главный вопрос жизни. Даже когда профессия уже выбрана.

* Из писем А.П. Чехова А.М. Пешкову, 3 сентября 1899 г.

"В мире есть три самые продажные профессии, и я не думал, что моя дочь выберет одну из них!" — заявил папа, услышав, что я хочу стать журналистом. Да и все остальные домашние тоже пребывали в легком шоке. Ведь я всю жизнь собиралась поступать в медицинский, а тут вдруг.

Уговаривали, а точнее, отговаривали меня от принятого решения долго и упорно, но их успехи почти равнялись нулю. В итоге я всё-таки поступила на журфак, только по специальности "Издательское дело". Что это меняет? Поначалу мне казалось, что многое.

В конце концов, кто такой издатель? Это лицо или организация, имеющие право издательской деятельности или получившие лицензию. Во всяком случае, такое определение своей будущей профессии я услышала еще на первом курсе (сейчас я уже до 3-го доросла).

А, например, в толковом словаре Ожегова сказано еще проще: "Издатель — это тот, кто издает произведение печати". Понятнее уже некуда. Но — стоп! Разве я об этом мечтала? И вообще, что общего у журналиста с издателем?

Неужели моя мечта стать трибуном правды и справедливости канула в Лету? Или, лучше сказать, накрылась медным тазом?

Я ужасно расстроилась. Особенно когда побывала пару раз в издательстве и типографии. Просто скука смертная! Сидишь целый день и правишь материалы, написанные чужим пером, в то время как сам бы мог... Эх! Еще и разговаривать в издательстве можно только шепотом и только по большой необходимости. Нужна полная сосредоточенность и внимание. Не дай бог ошибку какую пропустишь!

А в типографии и того хуже. Дышишь целыми днями краской, клеишь книжные переплеты. Готовишь продукцию к печати и выпускаешь в свет. Тяжко, но хоть разговаривать не запрещается. Пожалуйста, на любые темы. Лишь бы работе не мешало...

В общем, насмотрелась я на все прелести своей будущей профессии и решила срочно переводиться на заветную специальность — журналистика. Не буду описывать свои мучительные размышления на тему "быть или не быть". Вряд ли это кому-то интересно. Но сейчас я учусь уже на 3-м курсе факультета журналистики по специальности "Издательское дело".

Почему не перевелась? Ну, во-первых, поняла, что журналистом можно стать и без специального диплома. Если очень захотеть. Во-вторых, я наконец разглядела достоинства в профессии издателя и редактора. Их оказалось немало: если ты редактор или издатель, никто не запрещает тебе стать акулой пера. Было бы желание! Эта специальность дает тебе сразу несколько профессий: издатель, редактор, журналист, web-дизайнер и даже переводчик. Только выбирай! Когда учишься редактировать чужие ошибки — начинаешь лучше видеть свои. Самосовершенствуешься то есть.

В общем, я научилась уважать свою профессию. И она вовсе не мешает осуществлению моей мечты.

Обсуждение

Учиться на журфаке нужно только заочно, а в это врем яработать, работать и еще раз...
Видела таких очников, которые пишут статью месяц... В то время когда я за неделю их строчу страшно сказать в каком количестве.
В итоге с дипломом у меня не было никаких проблем. Кстати те, кто учиться на издательстве проходят у нас в редакции практику. Дальше неумелого корректора никак:) Потеря времени абсолютная.

17.04.2008 06:56:51, Enn

Здравствуйте, уважаемый автор!Долго не высказывалась - все не было времени обдумать.
Я закончила юрфак, хотя на уже на 1 курсе понимала, что это не мое. Но я тогда еще не знала, что является моим. Курсе на 5 поняла: журналистика. Сейчас я постоянно сотрудничаю с двумя изданиями и периодически с еще одним. Как сказала мне редактор рубрики в одном из них, неудачные статьи бывают у всех, и не надо делать из этого трагедию и считать себя бездарностью. Надо делать выводы и в соответствии с ними писать в дальнейшем.

Возвращаюсь к статье. К сожалению, ее нельзя назвать
хорошей.
1. Не раскрыта тема отношения ваших родителей к вашей будущей профессии в данный момент.
2. Непонятно, почему вы не поступили на сециальность "журналистика" - то ли экзамены не смогли сдать, то ли публикаций для творческого конкурса не хватило, то ли вообще в какой-то момент дрогнули и сразу подали документы на "издательское дело".
3. "Мучительные размышления на тему "бть или не быть", "переводиться или нет" все же было бы лучше описать. Это интересно. Это действительно важно, это как раз и есть тот личный опыт, которым стоит делиться с другими. Напрасно вы об этом умолчали.
4. Поподробнее надо о том, почему вы остались учиться на издателя. Тезис "жуналистом можно стать с любым дипломом" нужно было подкрепить либо своими наблюдениями (ну, может, даже скромным, но все же опытом журналистской работы), либо логическими доводами. То же самое с достоинствами профессии редактора.
Без этого (увы, но эти дамы правы) статья действительно тянет на 9-классное сочинение на тему "кем быть": "потому что хочу и нравится!".
А еще нужно уметь правильно реагировать на критику. Если вам редактор сделает замечание, неужели вы будете так же реагировать: "Я не Достоевский!" - а?
Отмечу, правда, что сравнивать журналистику с художестенной литературой некорректно.

А ответ на главный вопрос ведь так и не прозвучал. Так зачем автор обучается издательскому делу?

Почему-понятно...кстати, не очень понятно, почему человек хотел в журналистику, а пошел в издательское дело. В другое место (журналистику) не взяли/не попал/постеснялся из-за "продажности" профессии?

Можно быть журналистом, занимаясь... да чем угодно, хоть чисткой сортиров,-кто б спорил?

Мучительные СООБРАЖЕНИЯ (т.е. МЫСЛИ) на тему "быть или не быть", "переводиться-не переводится", мне кажется, как раз были бы интересны читателю.

По стилю.Простые предложения-это вообще нормально? Напоминает школьные сочинения не любящего читать 9-классника (не хочу обидеть, просто у меня в семье сейчас как раз такой девятиклассник).

Мне кажется, что уместным были бы слова о том, как сейчас относится к выбору дочери непримиримый папа.

Девушка, милая, заведите себе ЖЖ и пишите туда. А еще лучше - оторвитесь от компьютера и начните жить, приобретать жизненный опыт, без которого не может быть журналиста, и именно наличие которого у автора отличает хорошую статью от очередного графоманского творения.

10.10.2007 16:44:27, Злыдня

Девочки, давайте поспокойнее. Ну не дорос еще автор до журналиста, ну доростет. Мне вот тоже еще на первом курсе специализации "журналистика печатных СМИ" говорили, что не имея ни одной газетной публикации к окончанию средней школы, в журналистике, вообще, делать нечего. А более-менее нормально писать я стала только к окончанию ВУЗа. Теперь вот уже и книжка моя выходит. А на третьем курсе - и не такое напишешь:)Не все ж ранние, некоторые вот только на пенсии писать и начинают.

Вот-вот, словоблудие, пустословие... Разве этим должен занматься грамотный, настоящий журналист? Уж не такой ерундой. Такие заметочки я еще в 9-м классе писала, на спецсеминаре по журналистике. Но уж на 3-м курсе... Чему же Вас там учат? Что это за ВУЗ такой? Может, Вам действительно нужно перевестись на отделение "СМИ" или что там в Вашем ВУЗе? И целенаправленно учиться писать?

08.10.2007 12:21:30, Мимо проходила

Комментировать статью "Зачем я обучаюсь издательскому делу?"

Или специальность по диплому "литературный работник" позволяет работать в школе? И почему не в курсе, если сейчас они аспиранты? Зачем я обучаюсь издательскому делу? институт гостеприимствасервиса и туризма на Кибальчича..

Зачем я обучаюсь издательскому делу? В итоге я всё-таки поступила на журфак, только по специальности " Издательское дело ". Курсе на 5 поняла: журналистика. Сейчас я постоянно сотрудничаю с двумя изданиями и...

Зачем я обучаюсь издательскому делу? 2. Непонятно, почему вы не поступили на сециальность " журналистика " - то ли экзамены не смогли сдать, то ли публикаций для творческого Документоведение и архивоведение.... есть смысл?

Так зачем автор обучается издательскому делу? Почему -понятно...кстати, не очень понятно, почему человек хотел в журналистику, а пошел в издательское дело. А более-менее нормально писать я стала только к окончанию ВУЗа. Теперь вот уже и книжка моя выходит.

Мне казалось, что со специальностью он определился - спортивный менеджмент. Я работала менеджером достаточно высокого звена в издательском деле, но мне для этого нужно было...

Зачем я обучаюсь издательскому делу? Если готовы оплачивать РГАФК, то туда и идите. Со слабой математикой в техническом вузе нечего делать, даже на менеджменте.

Это дело наживное, по ГОСТу и Ворду мы проведем несколько занятий, опыт будете набирать, работая под руководством серьезных специалистов. Зачем я обучаюсь издательскому делу?

Зачем я обучаюсь издательскому делу? Тезис "жуналистом можно стать с любым дипломом" нужно было подкрепить либо своими наблюдениями (ну, может, даже скромным, но все же опытом журналистской работы), либо логическими доводами. То же самое с достоинствами...

Хочу пойти на " Издательское дело и редактирование", но заочно - очень дорого выходит. А инфа насчет дистанционного обучения у них на сайте только для выпускников школ.

Хочу получить второе высшее по специальности издательское дело и редактирование. Единственный ВУЗ, как я поняла, по этому делу - мос. гос. универ печати.

Зачем я обучаюсь издательскому делу? Во-вторых, я наконец разглядела достоинства в профессии издателя и редактора. Я не понимаю, где на страничке вконтакте (куда ведет ссылка) аудиофайл лежит.

2000 год – Окончание Московского государственного университета печати по специальности " Издательское дело и редактирование" и квалификации "редактор- издатель".

Зачем я обучаюсь издательскому делу? В итоге я всё-таки поступила на журфак, только по специальности " Издательское дело ". Я закончила этот самый "позорный" факультет в МГУ.

Редактор - это один из наилучших вариантов, способный удовлетворить амбиции гуманитариев. Но что нужно знать об этой должности, дабы заранее подготовить себя к профессиональным обязанностям? Какие навыки необходимо освоить во время учебы? И как правильно затем построить свою карьеру?

Начнем с того, что это очень ответственная профессия. Редактор - это специалист, отвечающий за подготовку материала к печати. То есть, именно ему "влетит по шапке", если финальная версия статьи будет содержать ошибки или ложную информацию. Поэтому редактор, словно воспитатель в детском саду, неустанно следит за тем, чтобы его подопечные умело выполняли свою работу.

Также следует отметить, что в одном и том же издании может быть несколько специалистов. Так, главный редактор отвечает за создание основной концепции, подбор тем для статей и авторов. А вот художественный редактор занимается исключительно дизайном страниц, улучшает качество фотографий и цветовое оформление журнала.

Классификация редакторов

Учитывая вышесказанное, давайте разберемся в том, какие виды редакторов существуют. Ведь благодаря этой информации будущий специалист сможет определиться с конкретным направлением и сосредоточиться на его освоении.

Итак, на сегодняшний момент известно о таких разновидностях профессии:

  • художественный редактор;
  • научный редактор;
  • технический редактор;
  • редактор телевещания;
  • литературный редактор.

Также следует предупредить о том, что каждое направление имеет свои особенности. Из-за этого бывает довольно сложно перейти из одной категории в другую.

Где можно обучиться?

Данная специальность требует наличия высшего При этом чем ближе оно стоит к специфике профессии, тем больше шансов заполучить столь желанную должность. Поэтому если человека не устраивает редакция газеты, он рассчитывает на что-то большее, то ему необходимо освоить одну из нижеперечисленных специальностей:

  • редактирование;
  • издательское дело;
  • литературное творчество;
  • филология;
  • журналистика;
  • лингвистика.

Благо большинство российских вузов имеет у себя такие кафедры. Поэтому не стоит переживать по поводу того, что за образованием редактора непременно придется ехать в столицу.

Какими качествами должен обладать хороший специалист?

Увы, не каждому подходит эта профессия. Редактор - это должность, которая требует наличия определенных качеств, без которых здесь успеха не добиться. Давайте рассмотрим их более подробно.

На первом месте стоит ответственность. Будь то главный редактор или обычный, он должен быть способен "держать в узде" как своих подопечных, так и себя. Ведь именно он является тем человеком, который отвечает за качество материала и проект в целом.

Поэтому вполне логично, что редактор должен обладать превосходными организаторскими способностями. Только так он сможет создать нужную для работы атмосферу и грамотно распределить обязанности между своими подчиненными. К тому же ему придется постоянно подталкивать своих коллег к самосовершенствованию, а иначе они не смогут профессионально расти.

Ну и, конечно же, выносливость. Без нее редактору никуда, особенно перед сдачей проекта. При этом нужно быть готовым к тому, что придется уставать как физически, так и психологически. Горы непроверенного материала, недостаток сна, ответственность за результат работы всей команды... И это еще далеко не все.

Основные обязанности редактора

Естественно, нельзя предугадать весь спектр обязанностей, так как это весьма многогранная профессия. Редактор журнала, к примеру, более загружен, чем специалист, работающий в небольшой газете. Поэтому придется ограничиться лишь основными функциями профессии, не углубляясь.

Итак, чем же занимается редактор?

Он создает основную вплоть до названий статей, выдает задание авторам и указывает сроки сдачи, контролирует. Анализирует полученный от писателей материал и решает его дальнейшую судьбу. В случае необходимости возвращает статьи на доработку, при этом указывая на допущенные ошибки или неточности. Проверяет качество напечатанного материала и вносит правки.

Помимо этого, редактор может участвовать во всех этапах написания статей. Также он может заниматься обучением авторов, а при необходимости отправляет их на повышение квалификации. Если же говорить о главном редакторе, то его обязанности еще шире. Поэтому зачастую в крупных изданиях есть целая группа специалистов, которые распределены по организации, и каждый отвечает за свой участок работы.

Редакция газеты - это идеальное место для начала карьеры любого редактора. Во-первых, здесь можно получить бесценный опыт работы, а во-вторых, устроиться сюда гораздо проще, чем в глянцевый журнал. В остальном же при поиске работы необходимо отталкиваться от доступных вакансий и требований к ним.

Также следует помнить о том, что первое время можно поработать в качестве фрилансера. Так, многие электронные издания набирают в свой штат редакторов, готовых выполнять свои обязанности удаленно. В целом это неплохой шанс для тех, кто живет в небольшом городе с ограниченным количеством возможностей.

Оплата труда и конкуренция

Редактор - профессия, зарплата в которой во многом зависит от места работы. Так, в небольших газетах эти специалисты получают не более 20-25 тыс. рублей. А вот и популярные издания предлагают суммы на порядок выше. Например, средний оклад по Москве колеблется в пределах 40-50 тыс. рублей.

Теперь о конкуренции. Если в небольшие газеты и электронные издания устроиться довольно просто, то в более престижные места попасть куда сложнее. Во-первых, все амбициозные специалисты стремятся обустроиться именно там, а во-вторых, зачастую сами компании ужесточают борьбу за свободные должности. И тем не менее, имея хороший багаж знаний и уверенность в собственных силах, редактор никогда не останется без куска хлеба.

Вам надо понять, что хотите в будущем делать, т к журналистика и издательское дело - направления одной профессиональной области, но имеют свои особенности и отличия.

Будущая деятельность

Студенты профиля Журналистика приобретают навыки работы во всех видах медиа – на телевидении, радио, в газетах и журналах, а также в интернет-СМИ. Это дает выпускникам большую свободу маневра на рынке масс-медиа: они могут претендовать не только на творческую журналистскую работу в любом типе медиа, но и на должности менеджеров и аналитиков.

Выпускники направления Издательское дело могут работать на должностях редакторов и литературных редакторов, руководителей проектов и администраторов в книжных издательствах и издательско-полиграфических комплексах. В их профессиональные обязанности в зависимости от специализации может входить работа с авторами и рукописями, редактура, взаимодействие с разными отделами издательств.

Перспективы трудоустройства:

Издательские организации и центры;

Организации и предприятия в сфере издательского маркетинга, редакционной подготовки печатных и электронных изданий;

Управления издательскими процессами, распространения издательской продукции.

Есть отличия и в поступлении - нужны разные предметы ЕГЭ. Для журналистики - русский, лит-ра, иногда ин. яз. и вступительные творческие экзамены. Для издательского дела - русский, обществознание, история.

Ознакомьтесь со всей информацией, проанализируйте, подумайте, что Вам ближе, затем принимайте решение.

Еще, если не определились окончательно, попробуйте пройти профориентационные тесты . Они не сложные, но по итогам Вы получите каталог профессий, которые Вам подходят. Думаю, сможете найти еще что-то интересно для себя, близкое к журналистике и издательскому делу. И если не подберете ничего, то расширите кругозор:)

Журналистике не учат, журналистика - это призвание. Посмотрите, например, на Медузу - там людей с журналистским образованием, если память не изменяет, 11%, но издание при том вполне себе приличное. Если интересно писать, советую задать вопрос, о чём хочется писать. Вот о чём интересно, туда и идите. Сам скилл журналиста приложится с опытом.

И тем более не учитесь журналистике в России. По рассказам студентов разных журфаков, это абсолютно бестолковое занятие.

Как по мне ни то, ни другое. Многие молодые люди (в особенности молодые мадамы) мечтают стать журналистами. Это их захватывает какой-то определённой тягой. Со мной также было. Начитавшись в нулевых игровых журналов, я себе сказал: "Буду, как Антон Логвинов" - ну и вот, я потолстел, надел очки. Однако игровым журналистом не стал и слава богу, что на меня впечатлительного молодого человека подействовало мамино: "Ты знаешь, а я журналистам не доверяю, а ещё это опасно!". Да, я тогда был наивен и глуп, впрочем, как и сейчас.
Но я полностью правильно поступил, что даже не стал идти к мечте стать журналистом. Теперь же я обосновываю для себя это так: Журналист -специальность о том, как писать книгу с чистыми страницами.
Как мне кажется, фактически кроме навыков написания статей и некоторых других полезных вещей эта специальности ничего не даёт. Это как бы язык программирования на котором ты пишешь программу, но пишешь её плохо, так как знаешь общие сведения.
Конечно же, журналист будет писать об интересующих его вещах, но так ли глубоко он будет разбираться в it-технологиях, о которых он пишет? Мне кажется, не так глубоко, как специалист, по самим этим it-технологиям.
Так какой же в этом смысл? Если и брать журналистику, то только вторым образованием.
По поводу издательского дела ничего не знаю, кроме того, что я видел данную специальность в ассортименте всего 2 вузов в МСК. Это, конечно же не показатель, но! Но всё-таки, кому сейчас это надо?
С другой стороны у вас есть личный интерес, это явно.
Но я бы первым образованием взял, что-нибудь конкретное, а не что-то до ужаса расплывчатое. Хотя о каких первых, вторых и третьих образованиях я говорю...

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Обществознание - профильный предмет, по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза
  • История - по выбору вуза

Несмотря на развитие современных информационных технологий, издательское дело не перестает быть интересной и важной специальностью. Ее выбирают те, кто понимает ценность бумажной печатной продукции. И в нынешней России такая профессия остается популярной и востребованной.

Специальность 42.03.03 «Издательское дело» открывает широкие возможности для самореализации. Она предполагает активное участие в создании новой книги, но при этом можно выполнять и другие функции в издательском процессе. Погружение в тему позволит узнать, как много специалистов необходимо на всех этапах работы над изданием.

Условия поступления

Этот курс предполагает обучение всем необходимым навыкам, которые важны при работе со словом. Поэтому упор делается на филологию, но параллельно осваиваются и технические дисциплины, и информационные технологии. Поскольку современная печать с ними неотрывно связана. Какие предметы предстоит сдавать при поступлении будущим бакалаврам:

  • обществознание (профильный экзамен);
  • русский язык;
  • история или иностранный язык.

Будущая профессия

Выпускник направления - это специалист широкого профиля, который имеет большие возможности для самореализации. Он сможет приложить собственные умения и полученные знания в деле формирования издания, начиная от поста редактора либо верстальщика. Так как его обучат важным техническим моментам, профессионал сумеет налаживать издательские процессы. Но можно выбирать и другую стезю: заниматься критикой, исследованиями, распространением печатной продукции, преподавательской деятельностью.

Куда поступать

Программу бакалавриата преподают в нескольких вузах Москвы, а также лучших институтах и университетах России:

  • Российский новый университет;
  • Московский госуниверситет печати им. Ивана Федорова;
  • Московский государственный гуманитарно-экономический университет;
  • Санкт-Петербургский технический университет имени Петра Великого;
  • Кубанский социально-экономический университет.

Срок обучения

Выпускники одиннадцатого класса традиционно поступают на очное отделение: его можно закончить за четыре года. Но как вариант, выбирают и другие формы обучения: заочную, вечернюю, смешанную. Тогда предстоит учиться в течение пяти лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Поскольку осваиваемое направление может претендовать на звание широкопрофильного, перечень осваиваемых предметов на курсе достаточно широк:

Приобретаемые навыки

Специалист с дипломом бакалавра сможет похвастаться наличием многих компетенций:

  • редакторская деятельность;
  • работа над составом и структурой будущей книги;
  • создание реальных предложений по дизайнерскому оформлению издания;
  • поиск оптимального решения для выпуска книги: подбор расходных материалов, типа печати;
  • контроль оформления и исполнения издания;
  • создание бюджета;
  • формирование электронных СМИ;
  • функции печатников: подборка, фальцовка, скрепление книг;
  • верстка;
  • предпродажная подготовка;
  • организация поставки издательского товара;
  • участие в организации и проведении рекламных кампаний;
  • формирование ассортимента книжного магазина и другого предприятия, работающего с издательской продукцией;
  • функция посредника между издательством и автором;
  • исследования в сфере читательских предпочтений;
  • формирование издательской политики.

Перспективы трудоустройства по профессии

Кем можно работать по завершении обучения:

Уровень оплаты труда непосредственно зависит от места приложения профессиональных сил и умений. Минимум, на который может рассчитывать выпускник - это 20 тысяч в отечественной валюте. Но выбирая рекламную нишу либо журналистскую деятельность, открывая собственное издательство, выпускник значительно поднимает для себя эту планку.

Преимущества обучения в магистратуре

Если есть возможность продолжить обучение, профессия может стать делом всей жизни, которое принесет стабильный высокий доход. Обучение в магистратуре неразрывно связано с практикой, а это повышает статус выпускника в глазах потенциального работодателя. Не говоря уже о том, что многие студенты еще во время практических занятий находят себе достойное место трудоустройства.

Выпускник с дипломом магистра может смело преподавать в вузе. Он уже сумеет справиться с руководящей должностью в организациях и учреждениях разного характера. Например, это может быть должность администратора, руководителя проекта.

Статьи по теме: