Всехсвятская Единоверческая церковь в г. Шуе

1. Москва. Церковь Всех Святых на Единоверческом кладб. Литография Бишбуа. 1840-е годы

Интересна судьба этой давно исчезнувшей московской обители. Сведения о ней коротки и отрывочны, основные из них сосредоточены в книге Паламарчука «Сорок сороков». Попробуем хотя бы кратко проследить историю этого комплекса.
Монастырь располагался на Владимирской дороге сразу по выезде из города через Рогожскую заставу. Проехав д. Новую Андроновку, путешественник видел слева, у самой дороги, небольшой, но цельный комплекс построек: кирпичную ограду с воротами и декоративными башенками по углам, в глубине две церкви, выстроенные в русском стиле, и колокольню.
Картинки увеличиваются.

Новоблагословенное кладбище было устроено в 1840 г. Места эти тогда были ещё пустынными. К северу тянулся пустырь до Проломной заставы, с северо-востока начиналась Анненгофская роща, к югу через дорогу в некотором отдалении виднелись постройки Рогожского кладб.

Тогда же по проекту арх. П.П. Буренина начали строить собор Всех Святых и колокольню (1840-43). Один из зачинателей русского национального стиля в архитектуре, арх. Буренин (1810-?) был прочно забыт ещё при своей жизни. Он строил колокольни и церкви, ни одной из его построек в Москве не сохранилось (только придел Владимирской ц. в Мытищах, 1832). Церковь Новоблагословенного кладб. – ранний пример только входившего тогда в моду национального стиля. Вспомним построенную почти одновременно тоновскую колокольню Симонова мон-ря (проект 1838 г.).


2. Единоверческий Всехсвятский монастырь за Проломной заставой. Фотография из альбома Найдёнова. 1883.

Вот что удивительно. Всехсвятский девичий монастырь «в память освобождения крестьян от крепостного состояния» основывается только в 1862 г., т.е. через 20 лет после возведения храмового комплекса. Кто же явился заказчиком церкви? По своему облику она отличались от московских кладбищенских церквей.

Литография Бишбуа (рис.1) относится к ранним годам существования кладбища. Рисунок ориентирован на юг, заметна некоторая пустынность вокруг, на этом фоне особенно эффектно смотрятся собор и колокольня. Здесь мы видим уже ворота с небольшим участком ограды. У правого края виден небольшой кусочек какого-то капитального здания на высоком подклете, с узкими окнами и декоративной обработкой фасада. Вот ещё одна загадка. Вторая церковь монастыря, Никольская, по документам была построена только в 1873 году, однако литографию к 70-м годам никак не отнесешь. Что же на ней изображено?

В 1864 году монастырь и кладбище были обнесены оградой с воротами. При этом кладбище заняло не всю территорию, а только северо-западную часть. Следующий этап каменного строительства приходится на 70-е годы. В 1873-76 году по проекту арх. Н.А. Ипатьева (1839-1890) строится церковь Николая Чудотворца, двухэтажная, с трапезной. Она была поставлена вплотную к ограде, налево от ворот. В эти годы могли быть возведены и каменные кельи, также размещенные вдоль южной стены. В 1884 г. Ипатьев перестроил и ограду в том виде, как мы видим её на фотографиях.

Фотография из альбома Найдёнова (рис.2) показывает нам уже вполне сформировавшийся монастырский комплекс. Снимок сделан с юга с некоторого отдаления, вид вокруг ещё вполне сельский. Владимирка, хотя и проходит под самыми стенами монастыря, с этой точки не видна.
В скором времени места вокруг стали интенсивно застраиваться (рис.3,4). Неподалеку, на задах Новой Андроновки расположился завод Гужона. Прямо под стенами монастыря, обогнув его плавной дугой, прошла железнодорожная ветка к казенному складу №1 (совр. з-д «Кристалл»). Прямо за насыпью нефтяные склады Нобеля. К юго-западу через шоссе появились вагоноремонтные мастерские М.-Курской ж.д. (совр. з-д им. Войтовича). Анненгофская роща не пережила ураган 1904 года и была вся вырублена.

Строились и жилые дома. Возле монастыря появилась небольшая слобода. Вдоль западной стены прошла улица к Проломной заставе, по другую сторону шоссе до Рогожского кладбища сформировался небольшой жилой поселок между Старообрядческой и Шепелюгинской ул. В дальнейшем однако промышленная специализация района взяла верх.


5. Всехсвятский монастырь на ш. Энтузиастов. Фото нач.20-х годов

Монастырь был закрыт в 1922 г., через два года его постройки отданы под жильё. На редком фото (рис.5) мы видим монастырь в последние годы его существования. Снимок можно датировать после 23 года, когда на ш. Энтузиастов организовали трамвайную линию до Горбатого моста. В 28 г. её продолжили в Дангауэровскую слободу, где в то время началось строительство рабочего поселка.

Монастырь был разрушен в 1934 г. при реконструкции завода «Серп и молот» (б. Гужона). На его месте построен электросталеплавильный цех. Удивительно, что, отдельные постройки всё же дошли до наших дней! До конца 70-х годов сохранялся участок ограды на углу ш. Энтузиастов и Проломной ул. Сейчас в перестроенном виде существует Никольская ц. и б.корпус келий (шоссе Энтузиастов, д. 7). В конце 90-х прямо под их стенами был устроен съезд на ТТК.

Как видим, за время существования монастырь испытал все прелести своего «придорожного» расположения в самой близости огромного города. Более удачно сложилась судьба его ближайшего соседа – знаменитого Рогожского кладб. Но это уже тема другого поста.

Пост в сообществе hramy_msk .
Пост в сообществе lefortovo .
Пост в сообществе

Всехсвятский единоверческий женский монастырь

Находился за Рогожской заставой по Владимирскому шоссе (ныне шоссе Энтузиастов, территория з-да "Серп и Молот"), основан на Новоблагословеном единоверческом кладбище в 1862 г. в память освобождения крестьян от крепостного состояния. Окончательно устроен в 1866 г.

Располагался на Владимирской дороге, в одном километре к северу от старообрядческого Рогожского посёлка.

Первыми попечителями были В.А.Сапелкин и Н.И.Родионов. К 1907 г. в монастыре были 32 монахини с игуменией и 24 послушницы.

В 1864 году монастырь и кладбище были обнесены оградой с воротами. В 1873-1876 году по проекту архитектора Н. А. Ипатьева (1839-1890г.) была построена церковь Николая Чудотворца, двухэтажная, с трапезной. В 1884 году Н. А. Ипатьев перестроил монастырскую ограду.

На территории монастыря к 1917 г. находились:
Никольская церковь (с верхним Покровским приделом, заложена в 1873 г., в настоящее время лишена признаков храма - единственная сохранившаяся постройка).
Соборный храм Всех Святых с колокольней (архитектор П.В.Буренин /П. П. Буренин (1810-?); заложены в 1840 г., сломаны в 1934 г.).
кладбищенская часовня (снесена в 1934 г.).

В 1918 г. власти предложили монахиням освободить помещения. В 1922 г. монастырь закрыт, впоследствии его территория включена в состав завода «Серп и Молот» (б. Гужона), храмы сломаны в 1934г.

Единственное сохранившееся здание - заложенная в 1873 году Никольская церковь с верхним Покровским приделом (Шоссе Энтузиастов, д. 7). В настоящее время изуродована и лишена признаков храма. Находится на пересечении Третьего транспортного кольца и Шоссе Энтузиастов. Никольская церковь была приватизирована в начале 1990-х годов и используется как офисное здание. Руководство ЗАО "Сим Трейд", в чьей собственности находятся несколько церковных строений на территории московского завода "Серп и молот", отказывается пускать в храм его настоятеля и вести переговоры с Русской Православной Церковью о передаче зданий. (по состоянию на 6 июня 2007 г.).

2007г - на днях охрана организации отказалась пустить на порог располагающегося на территории завода храма Святителя Николая его настоятеля, священника Александра Абрамова. Община храма тем не менее отслужила молебен о возвращении храма Церкви прямо на проезжей части шоссе Энтузиастов. Было принято решение проводить такие молебны каждую субботу. Верующие многих столичных приходов уже выразили свою поддержку Никольской общине.

С 1991 года были изданы распоряжения президента РФ и правительства Москвы о возвращении помещения храма и прилегающих построек Церкви. Однако нынешние хозяева зданий отказываются это сделать. В ответ на обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II владельцы ЗАО "Сим Трейд" заявили, что "вопрос отклонен от дальнейшего рассмотрения ввиду принципиального несогласия на передачу здания".

Между тем в Департаменте имущества Москвы утверждают, что Никольский храм был приватизирован в начале 1990-х согласно действующему на тот момент законодательству, и нынешний собственник является добросовестным приобретателем храма.

"Собственник ни на каких условиях не согласился на передачу этого здания. Вот, в общем-то, история этого вопроса. К сожалению, на сегодняшний день проблема эта не решена", - сказала в интервью Рен-ТВ замглавы департамента Наталья Сербинова. В настоящее время субарендаторами бывших церковных помещений являются около десятка коммерческих предприятий.

Информация с сайта http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=18644 и материал из Википедии

Всехсвятский единоверческий женский монастырь 3-го класса образован из монашеской общины при единоверческой церкви Всех Святых (община при церкви образована в 1886) определением Св. Синода от 05.05.1889 г. Значительное участие в строительстве и благоустройстве монастыря принимали известные шуйские промышленники и купцы, имевшие старообрядческие корни (главным образом династия Рубачевых - жертвовали землю, средства на строительство собора, часовни, каменных корпусов, В.В. Рубачев был старостой Всехсвятской церкви). В 1897 г. в число монашествующих согласно клировым ведомостям составляли - игумения (Досифея), одиннадцать инокинь, семь послушниц, пятьдесят три белицы. При монастыре существовала школа для девочек.

Комплекс архитектурных сооружений монастыря включал Успенский собор (1901), Всехсвятскую церковь с колокольней (1871), трапезную, кельи, часовню, низкую ограду с башенками. Часовня - первое церковное сооружение на территории монастыря построена 1886г. В.В, Рубачевым в “благодарственное воспоминание 19 февраля 1861г”. Небольшая Всехсвятская церковь (белая) с колокольней построена в 1871 г. На колокольне в 1898г. было 5 колоколов, пожертвованных шуянами - Болотовым П.И., Воиновым М.П., Романовой Ю.Ф. Храм был каменным, одноглавым, с лаконичным внешним оформлением и шатровой колокольней. Снаружи оштукатурен и побелен.

Крупный Успенский собор (серый) - доминанта Миллионной (Советской) улицы символизировал въездные ворота в старую часть города. Собор строился десять лет (1891-1901). Заложен 02.06.1891. Вначале собор был краснокирпичным, впоследствии был оштукатурен и выкрашен в серый цвет. Представлял собой крупный пятиглавый храм в традициях русской архитектуры с богатым декором. Освящение Успенского собора проводили единоверческий архимандрит Филарет, архиепископ Серафим, настоятельница - игумения Досифея. На церемонии освящения присутствовали многие благотворители, участвующие в устройстве собора и монастыря - представители шуйских, ивановских, петербургских, московских купеческих династий (К.Н. Балина, Я.Н. и Ф.Я. Фокины, К.М. Машков, Е.П. Зендолинская, П.Н. Корнилова и др.). В монастырские храмы при освящении были пожертвованы единоверцами Шуи и Иваново-Вознесенска “20 икон старого монастырского, 10 новгородского, 4 строгановского писем 17 и 18 веков”. При монастыре существовало кладбище. В приходе монастыря в 1892 г числилось 46 дворов (131 человек).


Монастырские храмы закрыты в 1930 г. Необходимость уничтожения монастыря (в частности, для строительства дворца культуры) в 20-е годы регулярно обсуждалась в местной газете “Серп и молот”. Успенский собор взорван в 1931 г (на взрыв потрачено 50000 рублей). Руины лежали неразобранными до нач. 50-х гг. Всехсвятская церковь с колокольней, часовня, церковно-приходское училище разрушены в 1954-1955 гг перед строительством 76 квартирного дома. На месте монастырского кладбища построены пятиэтажные дома в 90-е гг. Сохранились отдельные сооружения - одноэтажная монастырская баня (используется по назначению), двухэтажная краснокирпичная трапезная с крыльцом и декором в псевдорусском стиле (1888 г), фрагмент монастырской стены.

Икона Всех святых, в земле Российской просиявших, темна от мантий преподобных: повсюду, куда ни посмотри на Московских, Муромских, Ростовских, Соловецких, Киево-Печерских, Вологодских, Тверских, Сибирских чудотворцев – везде куколи, мантии, схимы. На протяжении тысячи лет наши святые предки, возлюбив Христа и «Тому Единому работати вожделев», бежали от мира. А мир шел за ними в пустыни и леса, притягиваемый святостью и чистотой.
Первый на Забайкальской земле монастырь посвящен памяти всех русских святых. И сегодня сердце православного человека тянется к обители – не столько потому уже, что живущие в ней сияют святостью подобно древним подвижникам, но потому, что здесь, в месте, им посвященном, «бесчисленный сонм сродников наших, - как поется в одной из праздничных стихир, - предстоит Царю славы и молебно ходатайствует о нас».

В 2001 году в 20 км от Читы на окраине поселка Атамановка был заложен первый камень и освящено место под строительство обители в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. В основание монастыря были положены частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской, и преподобных жен Дивеевских: Александры, Марфы и Елены.

Возведение монастыря велось силами строительных подразделений Забайкальской железной дороги, которая в лице своих руководителей В.Ф. Сехина, а впоследствии С.Ю. Иванова, не оставляет обитель своим попечением и после возведения храма и келейного корпуса, помогая благоустраивать монастырскую территорию.

29 июня 2003 года в день Всех святых, в земле Российской просиявших, Преосвященнейшим Евстафием, епископом Читинским и Забайкальским, в сослужении читинского и бурятского духовенства монастырь был освящен. В основание престола монастырского храма была положена частица мощей святого великомученика Евстафия Плакиды – небесного покровителя правящего архиерея. Так и на забайкальской земле засияла золотыми куполами первая после богоборческих лет обитель, напоминая звоном колоколов осуетившимся людям о Боге и Его заповедях, о жизни и смерти, об аде и рае, о вере и покаянии.

В обители возносится Богу усердная монашеская молитва о мире всего мира, о Богохранимой стране нашей Российской, о властех и воинстве ея, о «во службах сущих» и «в немощах лежащих» и о всякой душе христиан православных. Каждый день вокруг стен обители сестры совершают крестный ход с Казанской иконой Божией Матери и пением молитвословий. Этот крестный ход составляет невидимую надежную ограду.

В монастыре есть Распятие с частицей древа Животворящего Креста Господня, иконы с частицами мощей святителя Николая Чудотворца, святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Варлаама Чикойского, преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, преподобномученицы Рафаилы, блаженной Матроны Московской, а также Владимирская икона Божией Матери, подаренная обители Святейшим Патриархом Кириллом в его бытность митрополитом Смоленским и Калининградским, в память о посещении монастыря 24 сентября 2004 года. На самом большом монастырском колоколе – благовесте с одной стороны изображены первые русские святые Борис и Глеб, а с другой – одни из последних прославленных российских святых – Царственные страстотерпцы. Именами царственных мучениц Александры, Ольги, Татианы, Марии, Анастасии наречены в монашестве пять сестер монастыря. Две сестры названы в иночестве в честь преподобномучениц Елисаветы и Варвары.


Сегодня в обители 15 насельниц – 6 монахинь, 7 инокинь и 2 послушницы. Сестры несут послушания в швейной, вязальной, иконописной мастерских, в просфорне, возделывают огород и цветники, трудятся в коровнике, птичнике и молочной ферме, поют на клиросе, водят автомобиль. Несению послушаний в обители сопутствует молитва, составляющая основу монашеской жизни.

С июля 2010 года настоятельницей монастыря является монахиня Ольга (Василькова). Решение об утверждении ее в этой должности с правом ношения наперсного креста было принято на заседании Священного Синода РПЦ 26 июля 2010 года, проходившем в городе Киеве.

В разные годы обитель посетили архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (2001 и 2006 гг.), архиепископ Тихвинский Константин (2001 г.), митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (2004 г.), архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (2005 г.), епископ Гатчинский Амвросий (2005 г.), архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил (2006 г.), архиепископ Верейский Евгений (2009 г.).

Божией помощью, молитвами святых русских, неустанным попечением и заботой Преосвященнейшего Евстафия, трудами сестер, помощью благодетелей обитель возрастает и благоукрашается. И русские святые, имя которых она носит, ждут, чтобы мы пришли не только в их земную обитель, но и в Обитель Небесную. В чем да поможет нам Господь.

Всехсвятская Единоверческая церковь в г. Шуе

С Божиим благословением, преподанным Архипастырем нашим, Высокопреосвященнейшим , приступили мы к устройству единоверческой церкви, с открытым еще в декабре 1869 года, единоверческим училищем .
Шуйское единоверческое общество состояло всего из 24 человек. Устраивали церковь преимущественно двое из них: И.А. Борисов и Н.Б. Журов. Усердием и старанием первого, при помощи купчихи М.П. Воиновой, приобретена земля со всеми нужными для церкви и училища постройками, садом и огородом, за 4000руб.; кроме сего на обеспечение священника внесено в Шуйский банк 2000 руб. Н.Б. Журов заботился преимущественно об устройстве и содержании школы, в которой в 1871 г. обучалось до 100 чел. мальчиков и девочек.
27 октября 1870 года останется приснопамятным днем для Шуйских единоверцев. В этот день занялась заря возрождения Шуйского старообрядчества, погибающего в заблуждении и невежестве, к новой благодатной жизни, ниспосылаемой через Архипастырей единой, святой, соборной и апостольской Церкви.
Первое открытое Богослужение по старопечатным книгам, которого в Шуе до сих пор не слыхали, совершилось скромно, но оно было для всех умилительно и радостно. В здании, избранном для устройства церкви поставлен был новый, сосновый стол, покрытый белою скатертью, - на столе лежали св. крест и Евангелие и поставлена была водосвятная чаша: на восточной стене повешена была св. икона с восьмиконечным, вверху, крестом. Молебствие и водоосвящение совершены вызванными нарочно для сего из с. Дунилова священником и уставщиком, с точным соблюдением правил устава, так что продолжались они до трех часов. За молебном было не более двух десятков стариков и стариц и воспитанники училища; во время водоосвящения у всех в руках горели свечи. После молебна - ни пира, ни заздравных приветствий не было.
Впрочем, как нескромно было наше первое духовное торжество, - весть о нем быстро облетела весь город. К концу молебна явились еще молящиеся, в числе которых мы видели лиц из окрестных старообрядцев, располагающихся к единению с Церковью, которые видимо были тронуты открытым Богослужением по старым книгам и обрядам. «Слава Богу, говорили они, были мы овцы, не имущие пастыря, а ныне видим веру и спасение». А одна старушка, старообрядка, на мое предложение приходить к молебну, который будут читать и петь по старым книгам, отвечала: «ужели это правда? Непременно приду и посмотрю: жаль только - нет у меня лестовки и подручника» (Раскольники считали, что кто молится без лестовки и подручника, того молитву Бог не приемлет. Напротив молящиеся по лестовке будут возведены по ступеням оной прямо на небо, а с подручника Ангел Господень будет молитву и возносить к Богу.). Действительно, старуха пришла на молебен, - мы дали ей лестовку и подручник, и она молилась усердно, обещаясь и впредь ходить к нам. И другие Шуйские и окрестные старообрядцы, как слышно, говорят: «и мы не прочь ходить, - но опаство имеем. Дедушка Евмений (лже-поп Австрийского посвящения, крест, д. Чижева) говорит: в символе сказано: верую во едину, святую, соборную и апостольскую церковь, - а у вас две - Великороссийская и единоверческая; которая нибудь из них да погрешила»? Таковым дали мы следующий ответ: дедушка ваш Евмений толкует криво: Великороссийская и единоверческая не две Церкви, а одна - по догматам, Иерархии, заповедям и Богослужению; одно в ней причащение тела и крови Господней и прочие таинства. Разность в обрядах: но обряд сам по себе не столь важен, как толкует Евмений; была бы в обряде святая, православная мысль. Поелику в единоверческих обрядах учение едино с Великороссийскою Церковью, то выходит, что существенного различия нет и в обрядах. Напр. в Великороссийской церкви обедню служат на пяти просфорах, в единоверческой - на семи. Но как в той, так и в другой для таинства Евхаристии употребляется один хлеб, из коего вынимается св. Агнец: «вcи бо от единаго хлеба приобщаемся», говорит св. Апостол Павел. А там не только пять или семь, - можно десять, двадцать и более просфор приносить. В Иосифовском служебнике, в чине проскомидии, замечено о шестой просфоре: «аще монастырь, иерей прием шестую просфору». Не доказывает ли это, что в приходских церквах и при Патриархе Иосифе служили на пяти. Спора не было. Или другой обряд: в Православной церкви около купели при крещении, при браке около аналоя, ходят против солнца; в единоверческой церкви по солнцу. Кого разумеют православные под именем солнца? - Солнце праведное - Христа. Кого единоверцы? - Того же Христа! Православные, идя против солнца, идут ко Христу; единоверцы, идя по солнцу, идут по Христе. Мысль одна; разница в видимости. Также должно думать и о прочем. Выходит: Великороссийская и единоверческая церкви - одна церковь.
Надеясь на благодать Божию, мы уповаем на присоединение старообрядцев к единоверию. Поскорее бы Господь помог устроить нам св. храм, а люди добрые поддержали бы наше училище....
Учитель Шуйской единоверческой школы Ив. Успенский.
Шуя. 19 Ноября 1870 г.

Шуйский-Всехсвятский единоверческий монастырь

В 1870-х гг. при Всехсвятской единоверческой церкви устроена женская богадельная , в 1886 г. преобразованная в единоверческую женскую общину .

Всехсвятский единоверческий женский монастырь 3-го класса образован из монашеской общины при единоверческой церкви Всех Святых определением Св. Синода от 5 мая 1889 г.
Значительное участие в строительстве и благоустройстве монастыря принимали известные шуйские промышленники и купцы, имевшие старообрядческие корни (главным образом династия Рубачёвых – жертвовали землю, средства на строительство собора, часовни, каменных корпусов, В.В. Рубачёв был старостой Всехсвятской церкви). В 1897 г. в число монашествующих, согласно клировым ведомостям, входили: игумения (Досифея), одиннадцать инокинь, семь послушниц, пятьдесят три белицы.
При монастыре существовала школа для девочек; учительницами состояли послушница и инокиня.

Шуйский Единоверческий женский монастырь. Слева Успенский собор, справа Всехсвятская церковь с колокольней.

Комплекс архитектурных сооружений монастыря включал Успенский собор (1901), Всехсвятскую церковь с колокольней (1871), трапезную, кельи, часовню, низкую ограду с башенками.
Небольшая Всехсвятская церковь (белая) с колокольней построена в 1871 г. на средства доброхотных дателей.
Храм был каменным, одноглавым, с лаконичным внешним оформлением и шатровой колокольней. Снаружи оштукатурен и побелен.
Престол в церкви один - в честь Всех Святых, теплый.
На колокольне в 1898 г. было 5 колоколов, пожертвованных шуянами – Болотовым П.И., Воиновым М.П., Романовой Ю.Ф.
Часовня - первое церковное сооружение на территории монастыря. Построена в 1886 г. церковным старостой, купцом В. В. Рубачевым "в благодарственное воспоминание 19 февраля 1861 г".
Каменный двухэтажный корпус построен в 1888 году усердием старосты Рубачевым.
Причта при церкви положено: священник и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 786 руб. и за требоисправления до 400 рублей. Дома причт имеет церковные, построенные в 1891 году.
Земли при церкви: усадебной 32 сажени поперечнику и 77 длиннику и огородной 32 саж. поперечнику и 62 длиннику.
В приходе 1892 г. числится 46 дворов, в них душ мужского пола 41 и женского пола 87 душ.

Адрес церковному старосте - строителю Всехсвятского единоверческого монастыря в гор. Шуе, почетному гражданину, Шуйскому 1-й гильдии купцу Василию Васильевичу Рубачеву, от игумении того монастыря Досифеи с сестрами .
«Достопочтеннейший благодетель и ктитор нашей обители Василий Васильевич!
Я, недостойная игумения, и все сестры благоустроенной Вами нашей обители считаем священным долгом выразить пред Вами чувства нашей глубочайшей благодарности к Вам в подносимом ныне адресе, который усерднейше просим Вас принять от нас, как посильную дань нашей сердечной признательности за все щедрые благодеяния, оказанные Вами нашей обители, за все Ваши труды и неусыпные попечения об устроении, благоукрашении и благосостоянии ее.
Куда мы ни обратим взор, везде и во всем видны здесь Ваше усердие и щедроты. Вот святая церковь: внутри она сияет благоукрашением и изобилует прекрасною утварью; снаружи - приятно поражает своей свежей чистотой и прочностью. Колокольня снабжена подбором благозвучного звона. Вот и часовня, этот малый храм Божий, куда во всякое время открыт доступ для молитвы и посильного приношения на обитель. И всем этим обитель обязана Вашему благочестивому усердию.
Вы оградили нашу мирную обитель крепкою стеною с массивными воротами. Вы открыли здесь училище, чтобы чрез него обитель наша содействовала утверждению в народе веры Христовой и распространению полезных знаний. Вами устроен каменный корпус с трапезою для сестер обители; Вами же устроены удобные помещения и для священнослужителей нашей обители. Сколько же средств и трудов Вы положили на устройство монастырских зданий и келлий! Наконец Вашим усердием к нашей обители приобретено для нее великолепное имение с намерением устроить в нем новый храм во славу Божию и на пользу св. обители нашей.
Нет таких слов, которыми могли бы мы достойно возблагодарить Вас, достопочтеннейший благодетель наш Василий Васильевич, за Ваши жертвы, попечения и труды для нашей обители. За все это воздаст Вам Господь Бог, во имя Которого Вы благодетельствуете нам. Мы же, смиренные, доколе будет стоять наша обитель, будем непрестанно молиться о Вас и о Вашем благочестивом роде» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 13-й. 1-го июля 1890 года).


Успенский собор

В 1890 году в пользу монастыря староста Рубачев пожертвовал земли 60 саж. поперечнику и 83 длиннику; на этой земле заложен каменный собор в честь Успения Божией Матери 2 июня 1891 г. Строился десять лет (1891-1901 гг.).
Вначале собор был краснокирпичным, впоследствии был оштукатурен и выкрашен в серый цвет. Представлял собой крупный пятиглавый храм в традициях русской архитектуры с богатым декором. Освящение Успенского собора проводили единоверческий архимандрит Филарет, архиепископ Серафим, настоятельница – игумения Досифея. На церемонии освящения присутствовали многие благотворители, участвующие в устройстве собора и монастыря – представители шуйских, ивановских, петербургских, московских купеческих династий (К.Н. Балина, Я.Н. и Ф.Я. Фокины, К.М. Машков, Е.П. Зендолинская, П.Н. Корнилова и другие). В монастырские храмы при освящении были пожертвованы единоверцами Шуи и Иваново-Вознесенска "20 икон старого монастырского, 10 новгородского, 4 строгановского писем 17-го и 18-го веков".
При монастыре существовало кладбище.

Монастырские храмы закрыты в 1930 г. Необходимость уничтожения монастыря (в частности, для строительства дворца культуры) в 1920-е годы регулярно обсуждалась в местной газете "Серп и молот". Успенский собор взорван в 1931 г. (на взрыв потрачено 50000 рублей). Руины лежали неразобранными до начала 1950-х гг. Всехсвятская церковь с колокольней, часовня, церковно-приходское училище разрушены в 1954-1955 гг. перед строительством 76-квартирного дома.
В 1930-1950-х гг. большинство построек снесено. Сохранились отдельные сооружения – одноэтажная монастырская баня (используется по назначению), двухэтажная краснокирпичная трапезная с крыльцом и декором в псевдорусском стиле (1888 г.), фрагмент монастырской стены.
На месте монастырского кладбища построены пятиэтажные дома в 1990-е гг.


Сохранившееся здание трапезной бывшего Всехсвятского единоверческого монастыря


Copyright © 2016 Любовь безусловная

Статьи по теме: