Сатана. Искушение

Истина об искушениях - одна из тех истин, которые дьявол усиленно старается скрыть от человека. Искушения - это дверь, которой дьявол входит в нашу жизнь. Конечно, не зная, как правильно вести себя во время искушений, как отразить атаки дьявола, мы становимся жертвами его козней и потому падаем. Тот, кто знает, как противостоять искушениям, скорее всего, не попадет в сети, расставленные дьяволом.

Искушения - это дверь, которой дьявол входит в нашу жизнь. Жизнь в этом мире немыслима без искушений. Они атакуют каждого из нас. Но проблема вовсе не в том, что искушения приходят. Проблема кроется в том, что, когда, искусившись, человек падает, он потом не всегда способен подняться и начать все заново.

Думаю, что вы, как и я, знаете верующих, которые когда-то были горячими и дерзновенными для Бога, но сегодня, увы!, их уже нет в Царстве Божьем. Почему же падают люди, сердца которых так пламенно горели для Бога? Почему сегодня они уже не смотрят на горнее и о горнем не помышляют, а живут делами плоти и помышлениями своего ума?

Все дело в том, что они не смогли противостать искушениям, которыми их поработил дьявол. В этой земной жизни никому не удастся избежать искушений. Каким бы помазанным ни был человек, какой бы высокой ни была его миссия на земле, ему все равно придется пройти через определенные искушения, чтобы научиться противостоять им.

Даже Иисус Христос, начав Свое земное служение, был искушаем дьяволом. Мы знаем об этом из Библии: "Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Матф. 4:1-4).

Искушаются не только люди, живущие по обычаям мира, или неутвержденные христиане. Как видно из приведенного выше места Писания, искушения были и в жизни Иисуса Христа. При этом следует обратить внимание, что во время искушения Иисус не проводил праздно время на дискотеке или в казино. Он пережил самое страшное искушение, когда совершал важные духовные дела - молился и постился.

Оказывается, даже в то время, когда мы находимся в посту, дьявол может начать искушать нас . Сам пост вовсе не избавляет нас от искушений. Все дело в том, что, находясь в посте и молитве, нам легче реагировать в духе, и потому, находясь в посте, нам гораздо легче одержать победу над искушениями.

Точно так же не избавляет от искушений затворничество и уединение , которые изолируют нас от других людей и делают более уязвимыми. Многие люди падают в грех именно потому, что долго пребывают в одиночестве. Поэтому лучше не оставаться длительное время наедине с са-мим собой. Каждому из нас необходимо общение с другими верующими. Оно должно стать неотъемлемой частью нашей христианской жизни. Кроме этого, у каждого из нас должен быть молитвенный партнер, с которым можно вместе молиться о возникающих нуждах и вместе противостоять дьявольским атакам.

Часто дьявол использует для своих искушений наши старые связи или отношения с нашими бывшими неверующими друзьями. Даже если вы считаете, что они - хорошие люди, дьявол не преминет воспользоваться ими, чтобы незаметно искусить вас. Неверующие люди, живущие в царстве тьмы, легко управляемы дьяволом, подобно тому, как мы легко и незаметно управляем телевизором при помощи пульта дистанционного управления. Поэтому верующим людям лучше дружить с теми, кто имеет тот же самый Дух.

Искушение - это дьявольское средство, при помощи которого он пытается сбить с истинного пути детей Божьих. Благодаря спасению в Иисусе Христе они уже имеют сокровище на небесах, и их имена записаны в Книге Жизни. Христиане избавлены от рабства царства тьмы и переведены в Царство Света. Но их прежний господин до последнего будет сражаться за то, чтобы вернуть их под свой контроль. Именно потому он и атакует верующих людей искушениями, чтобы таким образом снова получить доступ в их жизнь и, как и раньше, управлять ими.

Дьявол искушает человека, используя слабости его плоти. У дьявола есть конкретная цель - вернуть вас в царство тьмы. Поэтому он будет стараться уловить вас через ваши желания и похоти. Алкоголь, наркотики, азартные игры, сексуальное влечение - все, что когда-то было вашей слабостью, рано или поздно проявится в ваших желаниях, несмотря на то, что вы уже пришли к Богу и ходите в церковь. Вы не сможете противостоять дьяволу в одиночку. Поэтому, не откладывая, вам нужно обратиться за помощью к своему духовному наставнику или молитвенному партнеру. Только в единстве с другими верующими вы сможете эффективно противостать всем нападкам сил тьмы и обрести свободу от всякого рабства.

Пастор Сандей Аделаджа

Дьявольские искушения

Человеческая природа склонна как к хорошему, так и к худому. Она удобоприемлема и для добра, и для зла; и для Божией благодати, и для злой силы.

Господь не насилует свободу человека, не приневоливает ее к добру, а только кротко возвещает душе о Себе и призывает ее на путь спасения. Душа же по своему произволению и по своей наклонности делает выбор: или - или... Жить с Богом по Его святой воле или жить по своей воле, не задумываясь о последствиях.

О тех людях, которые живут только по своей воле и удовлетворяют своим страстям, говорить много не приходится, потому что своя воля - адское семя, она низводит душу во ад. А вот о тех людях, которые стараются познать волю Божию и следовать ей, о них можно и нужно говорить много, чтобы помочь им в этом благом деле.

Не думай, друг мой, что гордость - это такая страсть, такая душевная болезнь, которая приводит к физиологическим и патологическим изменениям в организме человека и потому присуща только некоторым. Этим недугом заражено, можно сказать, все человечество, за исключением немногих истинно смиренных. Но болезнь эта бывает в разных стадиях, к тому же часто скрывается под покровом напускного, лицемерного смирения, по тому проявляется она не в полной мере и часто недооценивается. Враг рода человеческого всегда побуждает нас к разным грехам и преступлениям. Он хитр, коварен и жесток. Хорошо знает он склонности каждого из нас и искусно нападает на слабую сторону особенно того, в ком нет твердой воли.

Нет ничего удивительного в том, что диавол с легкостью повергает человека в гордость. Ведь душа наша создана по образу и по подобию Божию чистой, светлой, благоухающей добродетелями. И по природе своей душа стремится ко всему хорошему, благородному, возвышенному. Ей хочется всегда быть в ряду первых. Хочется как можно скорее достичь совершенства, блаженства!

Ну, скажи, друг мой, разве не похвальны эти порывы души? Разумеется, похвальны!

Но... Бедная неопытная душа не успеет опомниться, как с первых же шагов попадает в коварные сети лукавого. И чем более она будет стремиться к первенству, к совершенству (по ее понятиям мирским), чем более будет преуспевать... увы! - даже в добродетели, тем более и более будет запутываться в сетях вражиих по своей неопытности, без духовного руководителя, без духовного отца.

Дело в том, что злая сила обманывает человека, внушая ему извращенное понятие о блаженстве. Она предлагает ему "блаженство" временное, земное, помогает ему преуспевать в достижении такого блаженства и коварно скрывает от человека, что спасение его и настоящее, истинное блаженство, вечное - обратно пропорционально "блаженству" земному, быстро преходящему. Если бы все это знали и со всей серьезностью хорошо уяснили бы себе это, то злая сила оказалась бы бессильной в своем коварстве и не смогла бы внушить людям горделивый помысл даже за их бесчисленные добрые дела. Каждый искренно сказал бы сам себе:

Чем могу хвалиться? Разве только немощами да пороками. А что хорошее имею, так это все от Бога! - и своим смирением отогнал бы злую силу.

Но беда в том, что человек охотнее и с большим вниманием прислушивается к голосу врага своего, нежели к голосу своего Спасителя.

Тесный, тернистый и тяжелый путь смиренного христианина, он требует жертвы... требует самоотречения во имя любви к Богу и к ближнему, и на этом пути его встречают постоянные искушения от диавола. Нужна большая сила воли, чтобы не поддаться соблазну, не устрашиться искушений, борьбы со злою силой.

Широкий, гладкий и легкий путь человека (я не называю его христианином), который живет по воле дьявола, идет на зов своих страстей и исполняет их прихоти. Внешне этот путь усеян розами, но... надолго ли?

Вот перед нами характерный пример - гордец. Злой дух был невидимым спутником его и помогал ему брать от жизни все, что смертный человек может взять, чем может насытиться и пресытиться, гоняясь за призрачным счастьем. Молодость, здоровье, красота, богатство, честь и слава, головокружительные успехи, дарование, таланты - все предоставил ему лукавый невидимый спутник, лишь бы укоренить в нем самую пагубную страсть - гордость. Беспечный человек с легкостью катился по наклонной широкой дороге, наслаждался мишурой счастья и незаметно для себя оказался на краю пропасти... Он стал невыносим для окружающих, и его стали избегать. Перестали проявлять интерес к его личности, перестали восхищаться его способностями, талантом, и он возненавидел всех. Тьма кромешная охватывает все его существо, ум помрачается, и он доходит до сумасшествия. Цель жизни потеряна, остается единственная отрада - прекращение мук, забвение всего... Дьявол радуется! Еще одна жертва - несчастный самоубийца, который становится вечным его достоянием.

Вот к какому печальному концу приводит гордость. Для примера я взял крайнюю степень, но в любой степени развития этой страшной болезни может ли быть понастоящему истинно счастливым человек, которого не любит ни Бог, ни люди? Ответ напрашивается сам собой. А смиренный человек приходит к блаженному концу: к вечной радости, к вечному блаженству. Да, откровенно говоря, так ли уж тяжел и труден путь простого смертного христианина, не связанного обетами общественного служения народу? Только самое начало пути бывает болезненным для смиренного, а потом от упражнений добродетель входит в привычку, и смиренный человек уже перестает ощущать тяжесть от искушений дьявольских, наоборот, он более ощущает радости от каждой победы над собой. А когда он окончательно утвердится в этой добродетели, тогда злая сила уже не смеет приблизиться к нему, потому что смирение опаляет бесов и изгоняет их.

Тогда дьявол старается искушать его во сне, через людей, но и в этом он мало преуспевает, потому что истинно смиренный человек приятен каждому, и все его любят. Козни дьявола распознаются людьми, и благочестивые христиане не идут на грех, не восстают на праведника.

А какая неземная радость преисполняет душу смиренного человека! Сколько духовных утешений! Какая реальная близость и общение с Господом! Думаю, и ты согласишься, друг мой, ради такого реального неземного счастья всем поклониться, всех утешить, всем послужить, быть последним рабом у всех без разбора.

Искушения нам бывают на пользу. Они испытывают, очищают и просвещают душу и показывают, насколько сильна наша вера, поэтому не надо отчаиваться, когда приходят искушения, а надо мужественно бороться с ними и, самое главное, не допускать помысла: "Я лучше других". Наоборот, надо до кровавого пота нудить себя к мысли: "Я хуже всех" - и стараться находить в себе то, что подтверждало бы эти мысли. Только никогда не забывай, мой друг, что, сколько бы ни встретилось на пути твоем неприятностей и искушений, их надо всегда принимать за знак испытания, а не за знак отвержения. На этом претыкаются многие христиане, оттого и впадают в отчаяние, почитая себя отверженными.

Искушение есть путь, ведущий к познанию Бога. Всякие бедствия, скорби и искушения сокрушают нашу душу. Но в утешение скорбящим Христос говорит: "С ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его... и явлю ему спасение Мое" (Пс. 90, 15-16).

В искушениях мы лучше и яснее познаем, что не кто-либо другой, а именно Господь (и Его Пречистая Матерь) печали наши утоляет, болезни врачует, в бедности помогает и обогащает, от смерти избавляет; познаем также, что Он - единственный источник нашей жизни, нашего спасения, нашего счастья, поэтому мы должны радоваться всяким скорбям, всяким искушениям, а не унывать и не отчаиваться. Аминь.

Примеры искушения из жизни чад

Иногда приходится удивляться хитрости и тонкости вражиих искушений.

Помнишь ли, друг мой, как ты вызвал однажды на соревнование по послушанию своего друга А.? Ух, с каким восторгом ты тогда приехал! Ведь ты же опередил его!.. Но я сразу почувствовал, что это не к добру ведет.

Наводящий вопрос подтвердил мои опасения: ты радовался тогда не как сеятель добрых дел, а как победитель своего соперника.

Помнишь, как ты обиделся на меня, когда я совсем отстранил тебя от послушания? Гром и молния! Давно это было... Теперь ты совсем другой, а тогда этот метод духовного воспитания для тебя был крайне необходим.

Очень важно не упустить момента зарождения гордости. Вот я тогда подумал: если сейчас не схватить гордишку за голову, то потом уж не удастся - руку отгрызет! Теперь-то ты благодарен, разумеется, а тогда у-ух, как воевал...

Ни на одну страсть так болезненно не реагируют чада, как на гордость и тщеславие. Обличение в этом грехе принимают за личное оскорбление и обижаются, поэтому приходится умудряться и опытом жизни проводить свою линию, то есть без объяснения причин приводить к смирению. Приходится отстранять от человека то, что питает страсть гордости. Со временем человек п нимает, что к чему и отчего.

Один из моих духовных чад К.Н. рассказал о себе печальную повесть, как злая сила повергла его в гордость и как Ангел-Хранитель первоначально помогал ему распознавать козни вражии.

На работе он занимал ответственную должность и по долгу службы общался с большими учеными. Однажды профессор говорит:

Вот если бы наука открыла, какие процессы происходят в том-то и том-то, то можно было бы сделать то-то и то-то... Была бы колоссальная экономия электроэнергии! К.Н. отвечает ему:

Происходит там вот что... - и бессознательно, как во сне, говорит, говорит ему, а сам с ужасом думает:

«Так я, оказывается, одержимый! Кто во мне говорит? И что говорит? Теперь все узнают, что я душевнобольной... Как отнесется к этому начальство? Уволят!»

Стыдно ему стало за себя и страшно, хочет остановится и не может. Даже такое сказал:

Все это вы можете проверить такими опытами... Сами убедитесь!

А через месяц, когда слова его подтвердились, тогда прославили и вознесли его так, что пять лет он жил в постоянном страхе за себя.

С самыми сложными вопросами обращались к К.Н. Он имел такую ясность ума, что вначале сам удивлялся и страшился, а потом привык и через пять лет незаметно для себя согласился с горделивым помыслом, приписал себе славу, и с этого времени началось его падение.

Он стал возноситься над другими, удивлялся «тупости» ученых мужей и администраторов, а иногда проскальзывало и чувство презрения, отвращения, брезгливости. В человеке он перестал видеть образ Божий, появилось обостренное чувство несправедливости, стал остро подмечать недостатки окружающих и возмущаться их «недостойным» поведением. На фоне «порочных» людей ясно видел свое превосходство и «исправность» жизни и, как фарисей, постоянно возносился над ними.

В его представлении люди разделялись на две категории: хорошие и плохие. «Плохих» людей он избегал и отворачивался от них. С хорошими же он был ласков, вежлив, обходителен, внимателен и, как родной отец или брат, заботился о них. Он их любил, они его любили, и среди них, как говорится, была тишь и гладь, и Божия благодать. Настроение у него было всегда приподнятое, ему было весело и хорошо.

Притаившийся враг хитро вел его все дальше и дальше, предвкушая победу. Гордость развивалась в нем с головокружительной быстротой. Он почувствовал в себе способность наставлять других, вести ко спасению. И вот тут-то случилось с ним нечто такое, отчего он впал в страшное, мрачное, безысходное отчаяние.

Внезапно дьявол обрушился на него с двух сторон: открыл ему глубину его гордости и разжег его плотскою страстью. Другие пять лет враг томил его хульными и блудными помыслами.

Как знать, - закончил свой рассказ К.Н., - чем бы все это кончилось, если бы на своем пути я не встретил духовного отца. Думаю, не избежать бы мне адских мучений. Но Милосердный Господь, не хотя смерти грешника, сжалился надо мной, указав мне духовный путь, как якорь спасения. Помогите же мне избавиться от гордости! О, как я боюсь этой страсти! Ведь можно возгордиться, подумав: «Я смиренный».

Видишь, друг мой, какой Господь Любвеобильный! Он попустил ему впасть в тяжкие грехи, но это послужит ему средством к приобретению смирения. Говорят: «Не познавый горькое - не оценит сладкое». И еще так говорят: «Не было бы счастья - несчастье помогло». К нему очень подходят эти поговорки. Теперь-то уж, конечно, он будет осторожнее в оценке себя.

Искренно тебе скажу, друг мой, радостно бывает на душе, когда видишь, что Господь ведет таким путем, то есть когда грешник приходит к покаянию через скорби. Пережитые искушения, как крепкая стена, ограждают христианина от новых вражьих искушений, особенно самоцена. А это главное.

Некоторые, наверное, думают: У-у, какой Батюшка жестокий! Вот, например, приехали однажды чада-молодожены. Муж жалуется в присутствии жены, говорит:

Отец, никак ей не угодить! Гордая, капризная, сварливая, все ей не так, все не хорошо. Заставляет все делать по-своему, со мной не считается, ни в чем не соглашается, наводит на грех... Что делать?

Жену люби как душу, - говорю ему, - но тряси ее как грушу, когда она отводит от благочестия. Делай вот так и так... Обиделась на меня она и, наверное, подумала:

«Ну и Батюшка!.. Какой!»

А вот, и приходится быть таким, чтобы потом была всем радость и земная и небесная.

Для назидания расскажу тебе еще случай из жизни чад, как враг разжег двух девиц ненавистью друг к другу и как они победили врага тем, что стали целовать свой крестик.

Вначале эти девицы, Е. и М., были большими друзьями и жили, как говорится, душа в душу. Но хитрый и лукавый враг позавидовал такой дружбе и стал в душе их производить смуту. Одна говорит другой:

Ты гордая!

А другая в ответ говорит:

А ты вовсе превознесенная гордыня!

Ну и, разумеется, вражда. Все пошло колесом. Краски поблекли, все стало представляться в ином свете. Слова друг друга стали пониматься в превратном смысле. Каждая из них думала: «Вот как можно ошибиться в человеке! Считала, что лучше ее нет никого на свете».

Стали усиленно избегать друг друга, насколько это было возможно при совместном послушании. И, вот, пишут, одна и другая: «Батюшка, что делать? Погибаем! Разъедините нас».

Спрашиваю у М.:

Ты крестик целуешь за Е.?

А почему? Разве ты не знаешь, что надо целовать крестик свой за того, кто нам в тягость?

Простите, Батюшка, забываю.

Вот, - говорю, - злая сила и воспользовалась вашим нерадением, и крутит вами. Целуй крестик за Е. по пять раз утром и вечером, молись и искренно желай ей спасения. Е. тоже так будет делать. Тогда врага победите, и у вас опять будет мир и любовь.

Стали они приневоливать себя крестик целовать и молиться друг за друга, а потом М. рассказывает:

Вижу, как Е. плачет, и мне делается ее так жалко! Думаю: «Ведь это я ее мучаю. Я хуже зверя», - и сама заливаюсь слезами. Смотрю только на нее и плачу, а сказать не смею - стыжусь. Думаю, что не поверит, скажет: «Лицемерка!» Молчу. Проходит неделя, другая... Молчим, иногда плачем, особенно в храме, и украдкой посматриваем друг на друга. Однажды я уловила ее взгляд. В нем было столько сострадания, такая любовь, что я не удержалась и бросилась ей на шею с рыданием:

Сестричка, милая, прости меня ради Христа! Я люблю тебя искренно, глубоко... Что было со мной, я и сама не знаю. Верь мне, я говорю искренно!

Она душит меня в своих объятиях, целует,целует без конца и потом с сияющим взглядом говорит:

Верю, верю, сестричка! Я потому и плакала, что видела, как ты мучаешься из-за меня... Какие же мы, взрослые, глупые - хуже детей!

После этого случая они стали любить д уг друга еще сильней. Приятно смотреть на них. Всегда спокойные, энергичные, заботливые. И труд у них стал спориться.

Вот видишь, Д., что делает животворящий Крест Господень! Гордость, как говорится, только на свет народилась, а они тут же ее приглушили. Понудили себя, помучились, зато теперь обеим хорошо. А если бы разошлись, то грех в них так бы и продолжал скрытно жить и развиваться и время от времени мучил бы их. Они остались бы с плохим мнением друг о друге и новый грех приложили бы к своим прежним грехам. А теперь они на факте убедились, что если человек не борется со злой силой, то он сам становится злым. Избави, Господи!

Вот как полезны искушения, как полезна борьба с ними! Через искушения человек себя познает, а когда крестик целует - тогда козни врага видит, поэтому от каждого искушения становится все опытнее и опытнее. Только не надо забывать крестик целовать и молиться за тех, кто нам в тягость, и тогда все будет хорошо, враг ничего не сможет сделать.

Итак, дьявольские козни — что это? Во 2-ом Послании Коринфянам 2:11 Павел пишет, что сатана не сможет нанести никакого ущерба, если мы будем знать его умыслы. На любой войне, когда противник готовит нападение, другая сторона должна подготовиться и приготовить контрудар. Всегда очень важна информация обо всем, что против них задумали, и поэтому готовят лучших разведчиков и шпионов, для получения ценной информации. Если атака происходит неожиданно, и неизвестно на какой линии фронта, бой легко можно проиграть. Но если хорошо подготовиться, можно легко сдерживать одну атаку за другой.

Мы знаем, что идет очень серьезная духовная война между сатаной и злыми силами с одной стороны, и Богом, Его воинством и нами с другой. Чтобы мы могли противостоять дьяволу, нам нужно хорошо изучить его цели методы и куда он собирается атаковать. , мы сможем увидеть, что у него не тысячи разных способов и методов, к которым мы даже не сможем подготовиться, но всего 3-и основных плана, которыми он пользуется на протяжении всей истории. Как сатана искушал Еву в Эдемском саду (Бытие 3:1-6), как он искушал Христа в пустыне (Евангелие от Матфея 4), точно также он искушает каждого из нас (Евангелие от Иоанна 2:16). Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская – это 3-и области, в которых мы всегда можем ожидать нападения, но давайте их хорошо изучим и подготовимся к сражению.

Похоть плоти

Каждому человеку Бог дал разные потребности и нужды, которые Он хочет, чтобы мы удовлетворяли нормальным естественным путем. Но когда потребности мы удовлетворяем извращенными способами или не только удовлетворяем, а пресыщаем потребность – это уже является похотью.

У любого человека есть физиологические потребности (еда, вода, жилье, отдых, сексуальные потребности), потребности в безопасности и уверенности в будущем (когда человек не переживает, что его ожидает), социальные потребности (человек нуждается быть частью семьи или какой-то группы), потребности в уважении (все нуждаются, особенно мужчины, чтобы их уважали и признавали их компетентность и значимость), потребности самовыражения (люди нуждаются в реализации своих потенциальных возможностей и личностном росте).

Бог не хочет сделать нас неудовлетворенными и несчастными, но Он послал нам Христа, чтобы в Нем все наши потребности были удовлетворены с избытком (Евангелие от Иоанна 10:10). В Эдемском саду Бог проявил огромную щедрость к людям, сказав: от всякого дерева ешьте (Бытие 2:16-17), кроме одного. Интересно, что дьявол фокусирует человека не на то, что можно, но что нельзя. Он убедил Еву, что плоды дерева хорошие и вкусные (Бытие 3:6), но он никогда не говорит о катастрофических последствиях любого непослушания Богу.

Любые наши потребности мы можем удовлетворять либо Божьими методами, либо ужасающими способами, которые предлагает дьявол.

Бог хочет накормить, напоить нас, дать нам жилье и отдых, но Он не хочет, чтобы мы жили только для этого. В Евангелии от Луки 21:34 говорит:

«Смотрите за собою, чтобы ваши сердца не отягчались обьядением и пьянством и заботами».

Бог хочет дать нам замечательную семью и близкие интимные отношения, но только в браке. Он ненавидит, когда сексуальные желания удовлетворяются разными небиблейскими извращенными способами, которые могут принести лишь кажущиеся временные удовлетворения, но несут ужасающие последствия для психического и духовного здоровья. В Евангелии от Матфея 5:28 сказал, что если смотреть на женщину с вожделением, последствия для моего сердца и мозгов будет такое же, как и при прелюбодеянии.

Психологи считают, что удовлетворение потребности походит 4 стадии:

  1. нетерпение
  2. возбуждение
  3. удовлетворение
  4. успокоение

Например, человек хочет пить. Сначала ему становится тяжело терпеть жажду, затем жажда достигает такого уровня, когда человеку кажется, что если он не попьет, то сразу умрет (хотя на самом деле он еще долго может прожить без воды или пищи). Затем человек начинает пить, удовлетворяет свою потребность, и наступает успокоение. Дьявол знает, на какой стадии я нахожусь, и предлагает мне свой вариант удовлетворения. Мне может казаться, что если я прямо сейчас не удовлетворю свою потребность, я могу не выдержать и даже умереть, но это все только ложь сатаны.

Когда сатана решил искусить Иисуса, он пришел к Нему в тот момент, когда Иисус постился 40 дней и сильно проголодался (Евангелие от Матфея 4:1-4). Он предложил Ему свой план удовлетворения потребности, но Иисус использовал Божий план. Иисус показал, что удовлетворение всех наших потребностей надо искать в Священном .

В последнее время появилось много разных мирских теорий, что если не удовлетворять какие-то, например сексуальные потребности, будет вред для организма человека. Но на самом деле это всего лишь лже-предположения, не подтвержденные никакими научными фактами. У Иисуса и Павла не было физических отношений с женщинами, однако это на них никак негативно не влияло. Наоборот, когда у людей небиблейские беспорядочные сексуальные отношения, это приводит к серьезным физическим и психическим заболеваниям (множество различных венерических заболеваний, и появление ненормальной сексуальной ориентации и различных извращений).

В 1Царств 13:8-14 мы видим, как царь Саул ждет пророка Самуила 7 дней, и когда у него не хватает терпения, и он видит, что люди от него начинают уходить, он сам приносит жертву. И интересно, что именно в этот момент приходит пророк, который обличил царя. Если бы Саул перетерпел искушение, и немного подождал, Бог бы сам удовлетворил его нужу, и укрепил его царствование. Но так как он решил поддаться искушению сатаны, и сам начал удовлетворять свои нужды, Бог сказал, что его жизнь будет разрушена, а царство будет отнято от него.

Бог хочет удовлетворить нашу потребность в безопасности и уверенности в будущем. Он хочет, чтобы мы научились полагаться на Него, а не на наши финансы, правительство, стабильность и рост экономики, на других людей.

Бог хочет дать нам семью и близкие братские отношения (Евангелие от Иоанна 13:34-35). Он хочет, чтобы мы искали этих отношений не в миру, а Его Церкви, чтобы мы помогали чувствовать любовь всем нашим братьям и сестрам, и показывали насколько мы важны друг для друга.

Бог хочет, чтобы мы почувствовали уважение и поняли насколько мы дороги в Его глазах и многоценные (Исайя 43:4). Он хочет, чтобы мы научились уважать друг друга, и по смиренномудрию почитали один другого выше себя (Послание Филиппийцам 2:3). Бог хочет, чтобы жены научились уважать своих мужей, а мужья научились уважать своих жен, чтобы дети научились уважать своих родителей, а родители своих детей, чтобы научились уважать своих наставников, а наставники учеников.

Бог не хочет, чтобы мы стояли на месте, но чтобы мы всегда продолжали духовно расти (2 Петра 1). Бог не только хочет, но и требует, чтобы все наши дары и таланты умножались и приносили Ему невероятную славу (Евангелие от Матфея 25:14-30).

Но важно всегда помнить, что все наши потребности может удовлетворить только Бог через Христа в Его Царстве (2 Петра 1:3-4).

Похоть очей

В книге Бытие 3:6 написано, как Ева увидела, что плоды дерева приятны для глаз. То есть дьявол искушал и возбуждал желание через зрительные образы. Когда Ева долго смотрела на запретный плод, она уже не могла противостоять сильному искушению, и забыла все запреты и предостережения Бога обо всех негативных последствиях.

Ученые доказали, что подобным образом действует гипноз. Исследователи подвели ко всей поверхности головного мозга небольшие электрические измерители. Когда человека вводили в состояние гипноза либо монотонными словами, либо различными постукиваниями или щелчками, они начали измерять различные электрические импульсы по всей поверхности. Интересно, что на некоторых участках импульсы стали очень маленькими, что позволило сделать вывод, что некоторые части мозга отключились.

Такой же эксперимент решили провести с человеком, который смотрел телевидение. В некоторых частях мозга электрические импульсы тоже очень сильно снизились, таким образом, некоторые части мозга тоже отключились. Ученые поняли, что из-за того, что в телевизоре мы видим тысячи монотонных картинок за 1 минуту, мы как будто впадаем в состояние гипноза. Они также увидели, что человек может только полторы минуты критично относится к подаваемой информации, а затем мозг просто сдается и отключается. То есть когда мы начинаем что-то смотреть или слушать, нам нужно быстрее принимать решение, продолжать или нет, иначе мы можем поддаться атакам сатаны на наш мозг.

В Евангелии от Матфея 4:8-10 написано, как дьявол показывает Христу все царства мира и славу их, и говорит: «все это Тебе дам, если павши, поклонишься мне», но Иисус ответил: «Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи». Тогда сатана отошел, и Ангелы пришли к Иисусу и начали Ему служить.

Точно также к нам приходит дьявол, что-то показывает, и предлагает нам различные вознаграждения, если мы пойдем на компромисс со Словом Бога. Он может предложить нам деньги, власть, удовлетворение всех наших потребностей, но за это попросит какую-то небольшую услугу. Может нам придется немного обмануть (или не сказать правду), немного своровать (или взять свое), нарушить чьи-то интересы (лишь бы достигнуть своей цели), но нам всегда надо будет сделать выбор: или поклониться дьяволу или поклониться Богу. Как бы нам не было тяжело, но когда мы принимаем решения в пользу Бога, к нам сразу приходит помощь, и небесные силы начинают нам помогать!

Гордость житейская

В книге Бытие 3:6 написано, что плоды дерева были вожделенны, так как давали знание, а в 3:5 дьявол сказал, что мы сможем быть как боги, знающие добро и зло. Из мы знаем, что сатана вначале был хорошим ангелом, который любил и поклонялся Богу, но в книге Исайя 14:11-14 написано с чего началось его великое падение. «Низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим», говорил в сердце своем: «выше звезд Божьих вознесу престол мой, взойду на высоты, буду подобен Всевышнему». Как гордость была результатом падения дьявола, также гордость стала результатом падений миллионов людей. Даже многие христиане, великие лидеры и миссионеры упали всего-навсего из-за одной вещи – из-за гордости житейской.

Ученые исследовали, как люди себя чувствуют, когда достигают больших успехов и достижений в своей жизни. Интересно, что многие люди чувствовали лишь кратковременную радость, а затем наступало чувство неудовлетворенности, и хотелось еще большего. Также себя чувствуют люди, которые приобретают какие-то дорогие вещи, о которых они давно мечтали. Люди думают, когда это у меня будет, я буду самым счастливым человеком в мире, но радость от покупки куда-то очень быстро уходит.

Когда в нашей жизни происходят великие духовные победы, у нас всегда есть выбор: воздать славу Богу или присвоить её себе. Я могу думать, что это я все делаю, я такой талантливый, сильный, духовный, но я могу забыть, что все происходит только по воле и благодати Бога.

Даже великие Апостолы боролись со своей гордостью. В Евангелии от Матфея 18:1-4 и Матфея 20:20-28 мы видим, как Апостолы со своей матерью интересовались, кто уже сейчас больше, и еще больше будет иметь власти в Царстве Бога. Иногда у христиан могут возникать мысли, чем большую позицию я занимаю в служении, тем я более значимый. Но Иисус сравнивает великих людей со слугами, рабами и детьми. Великие люди – это не те, которые занимают великие места, а те которые являются великими слугами. В Евангелии от Иоанна 13:1-17 написано, что Иисус не словом, а делом показал свою любовь к ученикам. Он начал мыть им ноги, выполнять ту работу, которую должны были делать рабы.

Каким образом я готов проявлять свою любовь и скромность перед моими братьями и сестрами? Готов ли я жертвовать своим временем и удовлетворять все нужды моих близких. Готов ли я служить в любом служении: если надо, я буду служить на детских программах церкви, или в охране, или я буду просто горячо приветствовать всех братьев и сестер. Когда я прихожу на различные христианские встречи, я прихожу отдавать или получать? В книге Деяний 20:35 написано, что более счастлив тот человек, который больше отдает, чем принимает.

В Евангелии от Иоанна 3:30 Иоанн сказал: «Христу надо расти, а мне умаляться», но в жизни христиан иногда происходит наоборот, люди растут в своей гордости, а Христа в них видно все меньше и меньше. Я могу спросить у Бога и моих братьев и сестер, что они думают обо мне, скромный я, или гордый человек. Но нам важно помнить, что великие люди, это те, которые обладают великой скромностью.

В Евангелии от Матфея 4:4-7 мы видим, как сатана искушает Христа, предлагает броситься вниз, чтобы все увидели, кем Он является на самом деле, но Христос сказал: «не искушай Господа Бога Твоего». Когда мы хотим показать себя перед людьми с лучшей стороны, мы можем стать лицемерами, и искушать Бога. Важно, чтобы люди всегда видели и знали, кем я являюсь на самом деле. Чем больше я буду расти в скромности, сатане будет тяжелее атаковать мою гордую натуру.

Мы знаем, что дьявол атакует нас через похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую. Давайте, как и Христос, противостоять ему твердыми убеждениями из Священного Писания!

Если у вас возникли вопросы, связанные с христианской верой.

Пройдите , если хотите проверить свои знания Библии и основ христианства.

Со времен Адама сатана непрестанно продолжает искушать род человеческий с одной лишь только целью - чтобы навредить ему. Как он стал причиной изгнания Адама из Рая, так и всем людям желает вечной погибели. Если бы не милость Божья, то не спаслась бы ни одна плоть. Поэтому человек всегда находится между благодатью Божией и бесовскими искушениями. С одной строны нас хранит и помогает нам благодать, а с другой строны искушают бесы, строящие нам всякие козни и вселяющие злые помыслы. Хранение Божие двоякое: внутреннее и внешнее.

Внутреннее, когда Господь Своею благодатью хранит от зла наши разум, душу, волю и направляет их к доброму. А внешнее, когда посредством ангелов хранит от зла наши телесные чувства, дела и помогает в добродетелях «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Псал. 33:8). И все же, с одной стороны, по попустительству Господа сатана сможет искушать кого-либо, пример тому искушения Иова, или же бесы, которые вошли в стадо свиней, не без ведома Господа. А с другой стороны, сатана сможет искушать человека, только при том случае, если тот сам произвольно последует ему.

Итак, многочисленны искушения бесов, как и говорит псалмопевец «подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя» (Псал. 90:7)

Здесь псалмопевец имеет в виду, что сатана искушает верующих с левой и с правой сторон. С левой стороны, т.е. когда помогает впасть в грехи плотские: чревоугодие, воровство, блуд и т. п. А вот с правой стороны воюет сильнее, т. е. мешает сотворить добродетель, строит всякие козни и силки, а если не преуспеет в этом, то помогает человеку в сотворении добродетели, чтобы после, как и сам пал, ввергнуть его в гордость и в тщеславие и тем самым лишить наград вечных.

А если и этого не сможет соделать, то ввергает его в заботы мирские, напоминает о старости, болезнях, внушает о паломничестве в Иерусалим, и тем самым приучает к сребролюбию. Будучи побежденным и здесь, сатана, являясь во сне в образе ангельском, начинает давать советы, которые поначалу сладки, но конец их зол, чтобы соблазнить и ввести в заблуждение и тем самым погубить человека.

Но сильнее всего сатана искушает христианина на смертном одре. Поначалу вселяет сомнения в отношении Св. Троицы и Христа, а после уже борет отчаянием о спасении. «Поэтому те, кто идет к больному, который при смерти, - наставляет Св. Татеваци, - должны утвердить его в вере во Христа, и громогласно сказать «Символ Веры», а так же укрепить его надежду милостью Божьей».

Далее, сатана, будучи отцом лжи, всякими уловками обманывает верующих, чтобы ввергнуть их во грехи, как и прародителей наших. К примеру, закон, который добр, выставляет как ни к чему не годный, а грехи, которые злы, благими для нас и полезными, т.е. доброе за зло, а злое за добро выставляет. Поэтому когда утвердит это в помыслах, то гневливного поведет к убийству, страстного к блуду, других к воровству, к пьянству и т.д.

Или же, когда человек еще не согрешил, сатана напоминает ему, что Бог милостивый, человеколюбивый, а когда даст согрешить, то о Боге говорит, как о немилосердном, гневливым, наказывающем по справедливости и тем самым ввергает согрешившего в отчаяние. Поэтому нам надо всегда просить помощи у Господа и помнить, что Бог есть Судья Праведный, наказывающий за грехи, а если по случайности даже и согрешим, то исповедовать надо Господа милостивым, прощающим и человеколюбивым, и тем самым в покаянии получить прощение.
Св. Татеваци, исходя из слов Аввакума «Быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков» (1:8), сатану называет вечерним волком, ибо как волк вечером более может навредить чем днем, так и сатана к концу времен более будет вредить, чем в первые времена, ибо с одной стороны знает, что наступают последние дни, а с другой стороны, как волк в старости становится хитрее и опытнее, так и сатана к концу времен, набрав опыта, начнет со всей злобой искушать верующих, чтобы погубить их.

Вспомним, как в первые времена христианства, сатана предавал смерти исповедников Христа, после, когда кончились времена языческих царей, то начались времена других искушений - появились ереси. После появились лжебратья в среде духовенства, которые служили не для славы Господа, а для нужд своей плоти, о которых говорит Павел: «их бог - чрево» (Филп. 3:19), такие не думают о спасении душ верующих, а лишь живут в угождение себе. А вот к концу времен, во времена антихриста, сатана еще сильнее вооружится против христиан. Одних обманет, творя ложные чудеса, других силой заставит отречься от Христа, третьим даст богатства, а некоторых обманет словом «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк. 13:22).

И поэтому христианам надо всегда бодрствовать как и говорит Господь, чтобы не впасть в искушения ибо не знаем времени, когда произойдет, ни места, где произойдет, ни вида искушений, поскольку враг наш не дремлет: «когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел» (Матф. 13:25), ибо знает, какие именно семена дадут больше плодов.

Так в сердца епископов и священников он сеет семена взяточничества, ибо семена сии очень плодотворны. Берут взятку и производят суд неправедный, рукополагают недостойных, грехи отпускают, тем кто дает взятку, и тем самым становятся соучастниками и распространителями зла. В сердца монашествующих сеет лицемерие, чтобы в глазах верующих выглядеть святыми, постниками и молитвенниками и «они уже получают награду свою» (Матф. 6:5), такие себя изнуряют и мучают, но наград вечных лишаются. В сердца вардапетов сеет тщеславие, чтобы проповедовали и учили, при этом ища славы у людей, но они только теряют, умножая наказания вечные, несмотря, что другие получают пользу от их проповеди и наставлений.

В сердца же правителей и князей сеет гордость, злопамятство, зависть, ссоры, ибо все это дает обильные плоды и земля наполняется мятежами и войнами.

Много плодов приносят и ростовщики, ибо как пиавки высасывают кровь у бедных, тем самым уготавливая себе геенну огненную. А в сердца тех, которые не ходят по воскресениям в церковь и не дают десятину сеет любостяжание. О таких людях Св. Татеваци говорит следующее: «И если из-за грехов случится засуха и град, то ропщут на Бога и злословят».
Множество плодов для сатаны дает так же «поле» торговцев, куда сеется ложь и обман, клятвы и воровство и т.п.

В сердца же ремесленников и мастеровых сеет ложь, чтобы плохую работу выставить как хорошую и продать по цене хорошей.
Сердца женщин наполняет щегольством, чтобы мужчин пленять для сатаны, сеет также колдовство, гадание, разговоры в церкви, раздор посреди братьев, ложь (ибо одна женщина более может наговорить лжи, чем сто мужчин), рождение незаконнорожденных детей и убиение их и много других плодов.

Итак, как видим сатана искушает людей по-разному, но все же, винить сатану во всем и можно и нельзя, как считает Св. Татеваци. Можно, ибо сатана искусил Адама, и все зло от сатаны произошло, и в сердца людей он сеет злые семена. Но наши грехи и искушения плоти нельзя приписывать сатане «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:14), ибо настолько растленна наша природа, что даже без сатаны давала бы плевелы, как говорит Св. Татеваци: «настолько истлено наше поле, что даже без семен порождает всякое зло; и даже если сатана раз посеет в нас злые плевелы, то плодов будем давать множество».

И все же, здесь может возникнуть вопрос, как противостоять такому множеству искушений?

В ответ на этот вопрос Св. Татеваци приводит слова Господа: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф. 17:21). Поэтому и нам с одной строны нужно поститься, чтобы избежать искушений сатаны, как и Господь постился 40 дней, несмотря не имел нужды в этом, но держал пост, чтобы научить нас, что иначе невозможно победить искушения сатаны. А с другой строны, молиться, ибо как говорит Господь: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14:38), а также Сам учит нас, как молиться: «не введи нас в искушение» (Матф. 6:13). И все же молитв и постов недостаточно, чтобы противостоять искушениям бесовским. Нужно еще и смирение, о чем говорит Св. Татеваци и приводит в пример из жития Св. Антония, который увидев распростертыми все сети бесовские, спросил Бога: «кто же избегнет их?». И был глас с Небес: «смирение избегает их».

Итак, постом, молитвою и смирением, которое для Св. Татеваци является так же и покаяние мы можем ни только избежать искушений, но и даже противостоять им, когда по немощи нашей впадем в них.

продолжение следует...

Это описание носит универсальное значение, так как раскрывает коварство и необычайную сообразительность искусителя, являющегося с любым соблазном, склоняющим к греху. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых знал Господь» (Быт 3,1). Все начинается на уровне нашего восприятия природы. Однако, следующие стихи уже вводят нас в другое измерение, в действительность, не воспринимаемую чувствами. Читаем дальше: «сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3, 1-5). Злой дух, действующий здесь под видом змея, выдает себя только по смыслу сказанных им слов. В сцене искушения в раю сатана сначала пытается исказить в человеческом сознании образ Бога. Начинает со лжи, которую выдает за заботу об истине. Он делает это с целью посеять в человеческих сердцах зерно подозрительности и недоверия к Богу. Смотри, ведь Бог запрещает тебе что-то, значит, Он тебя не любит, раз ограничивает твою свободу. Чтобы лучше понять, в чем злой гений этого искушения, нужно помнить, что древо познания добра и зла символизирует, в первую очередь, заповеди и нравственный закон, данные людям с целью избегать зла и выбирать добро в стремлении к полноте счастья. Заповеди указывают путь, ведущий к подлинной свободе, объективно описывают существующую действительность и поэтому не являются для человека ни ограничением, ни принуждением. Древо познания добра и зла символизирует определенную границу, которую человеку нельзя переходить. Он действительно свободен, но и сам является только творением и не может самостоятельно решать, что - добро, а что - зло, ибо только Бог обладает знанием этого. До грехопадения люди спонтанно верили Богу, что Он говорит правду, верили, что для счастья им нужна только Его Любовь. Лукавый, «отец лжи» (ср. Ин 8,44) после того, как посеял зерно подозрительности и недоверчивости к Богу, приступает к решающему соблазну. Он говорит, что Бог просто обманул человека: «И сказал змей жене: нет, не умрете» (Быт 3,4). Бог говорит, что последствие человеческого греха - смерть, а сатана, в свою очередь, утверждает противное: только грех открывает перед человеком перспективу свободной и счастливой жизни. Таким образом, сатана подверг сомнению Божью Любовь. Он представил Бога врагом человека, который только мешает ему достичь полного счастья. Нужно отказаться от послушания такому Богу. Так сатана хочет склонить человека, чтобы он, подобно ему самому, взбунтовался против Творца. «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3,5). Знать добро и зло - это значит господствовать над всей действительностью, то есть быть, как бог, решать самостоятельно, что - добро, а что - зло. Отцу лжи не удалось, правда, полностью втянуть человека в свой бунт, но ему удалось довести человека до того, что он поверил сатане и перестал верить Богу. Так в акте неверия, выраженном в поступке, произошло весьма серьезное разрушение человеческой природы, которое выражается, кроме всего прочего, в порабощении злом, в невосприимчивости к любви и не способности любить. Это и был первородный грех. С этого драматического происшествия порабощенному человеку зло начинает казаться более привлекательным, чем добро, а мир становится для него местом искушения, спора с Богом, отвержения Его и утоления человеческой гордыни. С момента грехопадения начался долгий процесс искушения человека, который в наше время подошел к своему пределу. На деле это означает игнорирование существования Бога и Его неизменных нравственных норм.

Иоанн Павел ІІ пишет: «Общий корень всех этих тенденций - этический релятивизм, характеризующий значительную часть современной культуры (EV 70) … прямо считается, что общезначимая и объективная истина в действительности непостижима» (EV 69). Игнорирование Бога, практический материализм, аморальность, обожествление секса через порнографию и различные извращения, оккультизм, магия, сатанизм, атеистический гуманизм, а также другие формы атеизма являются наибольшими искушениями нашего времени. Атеизм представляет собой большое зло, так как, игнорируя или отрицая Бога по своей вине, человек грешит против религиозной добродетели (ср. Катехизис Католической Церкви, 2125).Сатана, как гений подозрительности и отец лжи, в своей стратегии искушения склоняет верующих к магическому пониманию молитв и таинств. Дьявол стремится к тому, чтобы мы хотели, чтобы Бог исполнял нашу волю, а не того, чтобы воля Божья исполнялась в нашей жизни. Христос же хочет, чтобы мы полностью доверились Ему и препоручили всю свою жизнь, чтобы Он мог вести нас, ибо только Он лучше всего знает, какой путь в жизни наилучший для нас. Святой Фаустине Он сказал: «Чем более будешь уповать, тем более получишь».

В своей стратегии искушения сатана, отговаривая от доверия Провидению, подсовывает сегодняшним людям «различные формы колдовства: призывание сатаны или демонов, вызывание умерших или другие практики, имеющие целью мнимое предсказание будущего. Использование гороскопов, астрология, хиромантия, истолкование пророчеств и гаданий, явления ясновидения, пользование медиумическими свойствами, которые суть проявления жажды господствовать над временем, историей, а, в конце концов, над людьми», и одновременно желание открыть в себе скрытые силы.… Все магические ритуалы, благодаря которым стремятся связаться с таинственными силами, чтобы воспользоваться их помощью и достигнуть сверхъестественной власти над ближним - даже с целью помочь его здоровью - находятся в серьезном противоречии с добродетелью благочестия. Эти практики тем более подлежат осуждению, если совершаются с целью повредить другому человеку и связаны с демоническим вмешательством. То же и с ношением амулетов. Поэтому Церковь увещевает верных воздерживаться от всего этого. «Обращение к средствам так называемой нетрадиционной медицине не оправдывает ни призывание злых сил, ни пользования доверчивостью человека» (Катехизис Католической Церкви 2116, 2117). Нужно помнить, что «дьявол искушает только те души, которые находятся в состоянии благодати. Другие же принадлежат ему и нет нужды их искушать» (святой Жан Вианней). А святой Франциск Ассизский напоминает, что каждый из нас должен пройти испытание искушением: «Воистину, никто не должен считать себя рабом Божьим, пока не пройдет через искушения и муки. Побежденное искушение становится своеобразным перстнем, которым Господь обручает с Собой душу своего раба». И в конце вспомним поучение святого Петра: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими во всем мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Петра 5, 7-10).

Статьи по теме: